Его, наверное, еще можно назвать праздником начала нашего спасения. Это видно даже и по тому, как данный праздник размещен в богослужебном календаре. Это первый двунадесятый праздник богослужебного года. С него всё начинается. Как поется в тропаре Рождеству Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Рождество Пресвятой Богородицы радость возвестило всей вселенной, потому что из Нее воссияет-родится Христос-Спаситель. И потому именно с Рождества Пресвятой Богородицы словно бы начинается наше спасение.
Поговорим о тихости, неприметности и мирного устроения такого исторического события, как Рождество Пресвятой Богородицы.
В этом смысле оно напоминает нам само Рождество Христово. Интересный факт: проскомидия на Божественной литургии знаменует собой Рождество Христово. Почему же она совершается священником словно бы тайно, неприметно для молящихся в храме? При закрытых Царских вратах и даже закрытой катапетасме. Потому что и само Рождество Христово происходит словно бы незаметно, прикровенно от мира и большинства человечества. Точно так же, как и Рождество Пресвятой Богородицы. Всё происходит тихо, неприметно, в мире и любви, словно бы в Божественной и человеческой гармонии.
Думается, что иллюстрацией и к Рождеству Христову, и к Рождеству Пресвятой Богородицы может послужить притча Спасителя о горчичном зерне: «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31–32).
Т. е. часто дела Божии происходят неприметно и словно бы невидимо для человеческого глаза. Мы не видим, как растение растет. Но вдруг раз – росток пробивается из-под земли! Через некоторое время – он уже больше! Еще проходит время – и уже цветок! Еще немного – и пшеничный колос!
Точно так же, как мы часто не улавливаем этот переход от тьмы к свету во время рассвета. Для нас тут была ночь, а тут уже наступает утро.
Иоаким не знал, что Анна беременна. О том ему возвестил святой архангел Гавриил. И сам момент Воскресения Христова никто не видел. Он произошел при запечатанных дверях гроба.
Но эти события, казалось бы, незаметные, кардинальным образом необратимо изменили мир, ведя его в эпоху Нового Завета.
Вот так и сейчас. Часто мы с головой уходим в сиюминутные проблемы современности: болезни, войны, экономические кризисы. Мы живем в страхе. Мы живем так, как будто Бог нас оставил. Но это не так. И это недостойно православного христианина.
По чьей воле сотворяется новый день для тебя? Или новая ночь? И ты в них сохраняешься? По чьей воле не врезается в землю комета и никуда не девается кислород? По чьей воле цветут цветы и дается тебе и пища, и вода на сей день? По чьей воле кровь твоя течет, а руки и ноги ходят? Конечно, по Божьей воле.
Господь качает тебя на руках. Господь сохраняет эту планету, как дитя в колыбели. Господь ведет этот корабль под названием «Земля» курсом ко спасению.
А твоя задача – ощущать это мерное ровное движение, как водитель слышит работу двигателя. Как преподобный Паисий Святогорец, плывя на пароме на Афон, в тон урчанию мотора парома пел псалмы.
Этот мир в любом случае движется ко спасению. Пойми это ты и будь счастлив. Ведь для твоего спасения и родилась Пресвятая Богородица, чтобы стать Матерью Бога, чтобы Бог стал твоим Отцом.
Неужели ты думаешь, что Он когда-нибудь тебя оставит? Этого не случится никогда.
Рождество Богородицы Девы радость возвещает всей вселенной тем, что из Нее воссияет Солнце Правды Христос Бог наш! Ощути в себе эту радость от того, что тьма закончилась и уже наступил великолепный сияющий и вечный Христов день.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Протоиерей Андрей Чиженко
Комментарии 1