04.1926 – 20.09.2020/, духовник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
65 лет назад батюшка, пришел в лавру и был принят в число братии монастыря. Свои первые послушания он нес в послевоенное время, в один из самых сложных периодов в истории Церкви.
Отец Агапит застал то поколение печерских старцев, которое было призвано еще до революции и сохранило живую традицию духовного преемства из глубины веков. Он усвоил их дух, ревность по Бозе, твердость в вере, простоту и христианскую любовь.
Милостью Божией поступил он в Киево-Печерскую лавру в 1953-м году. Пришел в сентябре, как раз на праздник преподобного Феодосия.
Привели его прямо к старцу, игумену Герасиму (Сташенко) /†1956/, тогда он был духовником братии. Родом он был из Полтавской губернии. В молодости служил в царской армии, а в те годы, был уже старенький. Он также исполнял послушание записчика.
Стояла такая небольшая будка, как у милиционера, там, где сейчас казаки сидят, – при въезде на Ближние пещеры. В ней продавались открыточки с лаврскими видами, маленькие иконочки, свечки, ладан, крестики, наборы для покойников. И в церкви еще один записной ящик.
А больше ничего не разрешали, все было запрещено. Иконочки верующим – и то потихоньку, из-под полы, маленькие, как карточки. А так, чтоб настоящие иконы выложили в церковной лавке, как сейчас, – такого не разрешали, ничего не давали делать и продавать. Все серьезно, с проверкой приходили. После войны, знаете, люди боялись, пережив столько всего. Кого выпустили из заключения, а кого еще держали. Гонимы же были.
И вот отец Герасим, и стал его духовником, сидел в этой будке, принимал записки, а после исповедовал причастников. Вообще батюшка был духовником и исповедовал два монастыря: Лавру и Покровский, и еще семинаристов.
В начале 1950-х братии в монастыре было около ста человек. Сюда после открытия обители, в военные годы, пришли монахи из Ионинского и других окрестных монастырей. Все сошлись в лавру, потому что другие монастыри советская власть не позволила открыть.
В послевоенные годы здесь были сильные старцы, к которым тянулись люди. Отец Авраамий еще застал ныне прославленного отца Кукшу (Величко) /†24.12.1964/, большого угодника Божиего, известного духовника. Его позже перевели в Почаев. Но старец приезжал сюда, в лавру, к преподобным, проведывал. А последние годы он жил в Одессе, в Успенском монастыре, где и был похоронен.
К отцу Дамиану (Корнейчуку) /†11.07.1954/ тоже приходило много людей. Он схимонах, чадо преподобного Ионы Киевского, и до лавры подвизался в Ионинском монастыре.
Старец жил в корпусе над Ближними пещерами, его келия располагалась на втором этаже. Летом он принимал народ на веранде, а в остальное время выходил к прихожанам в комнату, которая рядом с келией находилась.
Отец Дамиан стоял возле иконы Успения Пресвятой Богородицы, когда ее опускали для поклонения. Послушание возле чудотворного образа несли два схимника – отец Дамиан и отец Парфений. Люди подходили и с благоговением прикладывались к иконочке.
Еще одним духовником и старцем был игумен Андрей (Мищенко) /†11.07.1964/, который, кроме того, имел послушание ризничего и вычитывал болящих. Он жил в корпусе над Ближними пещерами, это та комната, где мощи угодников просушивают.
На Дальних пещерах была богадельня, где доживали простые монахи – старинные. Там жил иеромонах Анемподист (Васильев) /†29.07.1975/, пещероначальник – скромный такой, прямо образец.
Батюшка вспоминал, что в 1945-м году Лавре человек до десяти всего было, потому что ночью братию ловили и сажали в тюрьму. Хотя Патриарх договорился с властями, чтобы Церковь не трогали, но они внешне не трогали, а внутренне ковыряли.
А в 50-х годах до 100 человек Богородица собрала. Старшее поколение – все старцы, исповедники! Не было ни одного, который бы в тюрьме не сидел. Все посидели в заключении, кто умер, пощады не было, так как лозунг был такой, что религия – это вред…
Помещений было мало, потому что в монастырских корпусах жили мирские, а братия теснились в комнате по 20 человек. Паломники летом устраивались ночевать во дворе или в «мытарствах» на полу лежали как снопы (у стены с изображением мытарств при входе в Ближние пещеры).
На преподобных Антония, Феодосия и Успение Богородицы приходило очень много людей, они останавливались по домам у верующих. Тогда многие спасались странноприимством, никаких гостиниц и в помине не было.
По обычаю, всю ночь молились. Площадь перед храмом, которая сейчас под асфальтом, вся зеленела под травой, на ней сидели прихожане и паломники, пели псалмы и духовные песни.
Среди них были и бродячие слепцы, как в старину, которые распевали разные духовные сказания. И такие у них были спетые голоса – как на Небеси! И баритоны, и тенора – слушать бы и слушать! Закончат одно петь, другое начинают.
Лаврский клирос тоже исключительно пел. В него входили опытные монахи. Архимандрит Никон (Белокобыльский) /†02.10.1954/ был знаменитый лаврский запевала. «Блажен муж» только начинает, уже душа трепещет... А сейчас кругом – новая техника, микрофоны-магнитофоны...
В город люди не имели привычки выходить, держались лавры. Были небогаты, но имели крепкую веру и простоту. Да!.. И нужда была, и любовь была.
Отец Авраамий сначала пономарем был, потом долгое время служил ризничим, потому что старые монахи стали умирать, часть братии отослали в Балту, в Одессу, в Почаев, под конец тут осталась горстка. Власть уже имела в планах закрыть Киево-Печерскую лавру.
Перед закрытием Лавры в 1961 году во время хрущевских гонений старец Авраамий был тайно пострижен в схиму с наречением имени Агапит в честь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного.
Когда советская власть лаврских монахов разогнала, все разъехались кто куда. Одни на Кавказ, другие в Почаев. Больше всего гонений было в центральной части России. Там нанесли первые удары по Церкви, все монастыри закрыли, один Псково-Печерский монастырь остался.
После закрытия лавры отец Агапит, с Божией помощью, остался в Киеве и сначала пошел работать кочегаром. Через год устроился в организацию, которая занималась выращиванием цветов. Потом, когда гонения на верующих немного утихли, служил на Демиевке, ходил во Владимирский собор.
В лавру приходили и после закрытия. К мощам прикладываться не разрешали, но некоторые умудрялись приложиться. Чугунный пол специально смазывали маслом для того, чтобы никто не становился на колени. Было большое сожаление, горе с плачем...
В Почаеве, как ни пытались, сколько ни нападали, но там такая сила была собрана – не смогли закрыть. Правда, много монахов разогнали, даже наместника архимандрита Севастиана /†03.02.1992/ держали в тюрьме.
Он потом говорил, что его в один мешок завязали, а другим мешком, с песком, били, чтобы на них работал. Но он такой – говорит: «Хоть убейте, я не пойду на вас работать!» Тогда его сняли и в Одессу отправили.
Сподвижниками отца Агапита были: известный кавказский пустынножитель Мардарий, в схиме Алексий (Данилов) /†04.06.2009/, почаевский старец Ахила, в схиме Феодосий (Орлов) /†20.06.2003/, схиархимандрит Исаия (Коровай) /†06.03.2011/, схиархимандрит Феофил (Россоха) /†22.03.1996/, возродивший Свято-Троицкий Китаевский монастырь г. Киева, схиархимандрит Серафим (Соболев) /† 22.08.2000/, монах Руф (Резвых) /†26.03.2009/ и многие другие.
Современные монахи от старых отличаются тем, говорил батюшка, что прежние имели большой дух и крепость телесную. Святитель Игнатий (Брянчанинов) и многие святые, отцы того времени обладали большой силою духа и силою телесною, потому они имели и подвиг, и молитву, и все.
А теперь уже идет ослабление в мирском быту, а монахи же не падают с неба, из мира приходят. Мир слабый – и монахи слабые, вот так и ослабевает дух. Кроме того, нет еще твердой дисциплины, послушания. Раньше ведь монах не имел права без благословения сделать лишний шаг.
Что сказать о традициях лаврского старчества? Давно уже не видать старчества. Раньше дух другой был. Все сокращается, особенно духовное. Раньше была любовь и простота. Поэтому и старчество было.
А сейчас все новое и новшества. И его уже не возобновишь. Уже при Оптинских преподобных старчество начало убывать. О чем говорить...
А старцы поддерживали людей! Прежде все по-простому было, а теперь мудрование: мол, лучше можно жить, давайте, чтоб было лучше, не так просто. И всему этому верят. А надо все испытывать: или так жить, или по-другому.
Из лавры видно, как с небес. И Господь извещает избранных Своих, что нам предстоит. Когда старец Дамиан помер, сюда поместили отца Полихрония (Дубровского), он стал тут жить, сюда к нему люди ходили, он им помогал. Отец Полихроний (в Великой Схиме - Прохор) /†20.09.1977/, о нем можно прочитать по ссылке – #Схиархимандрит_Прохор_Дубровский - это раб Божий (потом преставился в Почаеве), и он делился с отцом Агапитом тем, что слышал от старцев.
Дай Бог покаяния, дай Бог держаться Церкви и не опоздать. В любое время надо каяться, как есть, чтобы не опоздать, потому что не знаем времени, когда Господь призовет. Чем скорее начнем, тем лучше, потому что тогда человек будет больше подготовлен.
Останется часть верных, но сложно будет держаться Бога. Все эти документы и новшества связывают людей. Это должно очень настораживать. Хотя все написано в Евангелии и в Откровении, и все идет точно по написанному.
Враг ставит сети на свое царство. Апостол писал, что наступят страшные времена, лютые, когда христиане, верные Богу, будут объявлены врагами. Дай Господи, чтобы не испытать их, потому что сказано: будет очень тяжко и трудно. Потому что сатана сильно рассвирепеет, особенно на христиан, что не хотят его слушать и принимать его печати, и подвергнет их за это сильным гонениям.
Есть дореволюционное предсказание о том, что Господь в последние дни, когда придет антихрист, заберет Великую церковь Лавры на Небо. Вся Церковь у Божией Матери имеет цену. Лавра, конечно, особо.
Но Церковь – это значит люди. Их поднимут на Небо. Тех, которые останутся верными и не подвергнутся государственному влиянию, которое будет заставлять их принять антихристианские установления.
Достойных людей, которые не покорятся сатане, Господь заберет. Дай Господи, чтобы мы удостоились, и нас пожалела Божия Матерь. Чтобы не презрели нас, потому что стыдно будет, не дай Бог. Поспешим принести покаяние, чтобы не опоздать...
После возобновления монашеской жизни в Киево-Печерской лавре отец Авраамий вернулся в обитель. С 1994 года до последних дней своей жизни исполнял послушание духовника братии, а также окормлял киевлян и паломников, приезжавших за духовным наставлением из других городов и стран.
Текст приведен по воспоминаниям схиархимандрита Агапита. Помяни его Господи во Царствии Твоем! Он был человек святой жизни!
#Схиархимандрит_Агапит_Куява
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев