РАЗМНОЖИЛАСЬ ПО МИРУ, РАСПЛОДИЛАСЬ И ХОЧЕТ ГОЛОВ ИОАННА.
Мы с вами собрались на службу в день смерти святого Иоанна Предтечи, который умер мученически. Надо было ему чуть-чуть раньше Христа уйти из этого мира.
Он является предтечей Христа и в рождении, и в проповеди, и в смерти. Чуть раньше – на полгода впереди идет.
Когда Христос зачался от Духа Святого в чреве Марии Девы, то Предтеча уже жил в своем «домике», в Елизаветином чреве шесть месяцев. Так на полгода раньше он и шел по жизни.
Вышел на проповедь раньше и передал эстафету Иисусу Христу. Потому что Иисус Христос свою проповедь продолжил теми же словами, с которых начал Иоанн – «Покайтесь!»
Повелительное слово это было в устах и того, и другого. Закончил жизнь свою тоже несколько раньше.
Смерть Предтечи опечалила Христа, поскольку Он прекрасно понимал, что к чему. Он понимал, что эта смерть означает и Его смерть, и Его страдания. Поэтому, услышав о смерти Предтечи, Он удалился в пустое место и некоторое время пробыл даже без учеников – один на берегу озера, погруженный в различные раздумья и молитву.
Он знал, что эта смерть предвосхищает и Его скорые страдания.
Предтеча умер через отсечение головы. И умер он по козням Иродиады, которая злилась на него, что он влезал, как ей казалось, в ее личную жизнь.
Почему Предтеча переживал, я извиняюсь, кто с кем спит? Почему его волновало, что царь Ирод живет незаконно с женой своего брата? Вроде бы – «Ну и пусть живет. Тебе какое дело?»
Но очевидно сознание тогдашних людей было лучше, чем сегодняшних. И они понимали, что грех царя, грех князя, грех человека первопоставленного, он не может не отразиться на всех людях.
Как один из Святых Отцов говорит: «Одно дело, когда сбивается в работе гребец (много гребцов, много весел работают по команде – и один сбился – это на ход корабля сильно не повлияет), но, если собьется капитан или штурман – тогда все, конец!»
Так и в любом подразделении, в любом обществе. В гимназии, например. От греха одного из учеников ничего страшного в гимназии не будет – если правильно отреагировать, пресечь и сделать выводы.
От греха начальствующих больше беды.
Чем выше человек, тем в большей степени его грехи страшны для всех окружающих.
Поэтому, Предтеча переживал не столько об Ироде, сколько об Израиле, о всех его людях Божиих. Он Царя обличал.
И женщина набралась змеиной ярости на него, и, как вы слышали, научила свою дочку выпросить голову Иоанна Предтечи как страшный подарок посреди пиршества.
На Востоке давно уже существует искусство обольщения… И на Западе. Оно – везде есть. Где есть человек – там есть обольщение и искусство обольщения. Умеют дочери человеческие, так сказать, пляской и прочими делами угождать зрелым мужам.
И это искусная в своем роде девица угодила им так, что они, разгоряченные вином посреди этого пира, поглощали ее жадными взорами. И царь пообещал ей все, что угодно, даже до полцарства. Но, конечно, Предтечева голова стоит больше полцарства.
Видите, как опасно клясться. В данном случае нужно было клятву нарушить. Почему Христос говорит: «Не клянитесь никогда»? Потому, что человек в порыве каких-то благочестивых чувств или в порыве азарта какого-нибудь может поклясться в чем-нибудь страшном. Господь говорит: «Не клянитесь. Пусть будет слово ваше: «Да-да!» «Нет-нет!» Остальное от лукавого» (см. Мф. 5)
У евреев было принято клясться – головой, бородой, глазами, мамой, дочкой, сыном… «Чтоб я хлеба не коснулся…» «Чтоб я воды не пил…», «Чтоб я солнца не увидел…». Вот это было у них. Поэтому Христос и говори: «Не надо!»
На Ироде мы видим, как опасно выпущенное из уст слово. Раз уж он такое ляпнул, нужно было ему нарушить клятву. А он оценил голову Предтечи в полцарства.
Разве голова человека стоит полцарства? Какими царствами измеряют душу человеческую? А про Иоанна сказал Христос, что он «бо́льший, рожденных женами» (см. Мф. 11:11).
Вы только подумайте: какой великий Моисей – а Иоанн больше, какой великий Авраам – а Иоанн больше, какой великий Илия – а Иоанн больше. Какой великий Симеон Богоприимец или Иосиф Обручник – а Иоанн больше. Какой великий Николай Чудотворец – а Иоанн Больше.
Больше всех, рожденных женами!
А его, бедного, голову отсекли в темнице. Есть такая тюрьма у Ирода во дворце – тюрьма Ахерон.
Она известна археологам. Она существует. Ирод вообще был великий строитель. Он за свою жизнь понастроил столько крепостей, столько дворцов, столько разных сооружений.
Он и храм Божий обновил. И та Стена Плача, возле которой евреи трясутся, – это именно остатки Иродовых построек, которые укрепляли храмовую гору. Это не стена храма – от храма ничего не осталось.
Это часть той стены, которая укрепляла гору, чтобы гора не сползала, потому что храм был весьма тяжел и массивен. Ирод был великий строитель. Он был талантливый руководитель.
Это был Ирод Великий. Там три Ирода было. Один за другим – было три Ирода. Иакова апостола уже убил третий Ирод. А это Ирод второй.
Первый – убивал младенцев в Вифлееме. Второй – голову Предтече отсек. Третий – апостолов убивал. Все они прославились.
«Ирод окаянный» – это слово, вошедшее в наш язык, как символ крайней бессовестности, безбожности.
Итак, что нам нужно понять? Танцы, пьянки, гулянки, вихляющиеся девки – это и есть та атмосфера, в которой и отсекли голову самому лучшему на свете человеку после Христа и Богородицы.
У человека, взрослого, верующего, на каком-то этапе жизни должно появиться отвращение к пьянкам, гулянкам, вертлявым девкам. Вот сегодня, домой придя, включите какой-нибудь музыкальный канал. «MTV», например. Вот это оно и есть.
Это пляски Иродиадиной дочери.
Конечно, по молодости человеку трудно избежать этих дискотек. Это почти неизбежно для малолеток наших, для наших детей. Они все равно нанюхаются этого.
Но с возрастом у человека верующего, который уже детей родил, должно появиться брезгливое отвращение к этой гадости. Потому что, это не просто гадость, это не просто шутки. Это именно плясочный антураж, внутри которого совершается убийство.
Там, где пляшут и поют, там, где нюхают кокаин, там, где пьют водку, запивая шампанским, там же и убивают праведников. Это факт нашей истории.
Поэтому, стыдно взрослому человеку любить гульбу. Взрослому человеку прилично любить тишину, умную беседу, хорошую музыку, природу, полезные занятия, общение с тем, кто умнее тебя. Это прилично любить умному человеку.
Гулянки, пьянки, жратва, пляски – это стыдно. Просто стыдно. За всем этим еще и кровь может стоять. Сколько ножей воткнули в человеческую плоть посреди пьянок и гулянок. Сколько свадеб оборачивается выбитыми зубами, поломанными носами, пробитыми черепами. Сколько посреди жратвы, питья и танцулек совершается беззаконий! Ужас сколько.
Потому что человек – он же, в принципе, язычник. И, если себя не сдерживать, не воспитывать, страхом не пугать, к Богу не вести, то человеку хочется этого буйства плоти. А оно всегда очень плохо заканчивается.
И именно поэтому в сегодняшний день Церковь благословила молиться Господу Милосердному и всесильному о тех, кто не может побороть страсть винопития. И даже сейчас другая есть страсть – наркомания.
Даже больше вам скажу, появилась совсем новая страсть, «гаджетомания», – пристрастие к играм, компьютерам.
Мне сказал один священник, который долгие годы занимается вопросами трезвости в Екатеринбургской епархии, что число пьющих в России стремительно сократилось. Русские перестают пить – это правда. Появляется культура винопития. Человеку не нужен стакан самогона. Он может выпить бокал хорошего вина и ему хватит.
Люди постепенно приобретают культуру поведения. Меньше стали «бухать», что называется. Конечно, те, которые уже не могут вылезти, они там и «торчат». Они не могут вылезти.
А обычные люди, которые, «ну, с кем не бывает, – перебрал», они берут себя в руки. Меньше пьют русские люди. И курить, кстати, бросают. Мужики массово бросают курить.
Бабы теперь курят. (С ума посходили – теперь, что ни баба, то с папиросой). А мужики бросают курить. Вот такой парадокс интересный.
Но при этом количество трезвых людей в России не увеличилось. Потому что вместо пьянки хмельной появилась пьянка компьютерная. Зависимость компьютерная. Какая разница от чего ты зависишь? Если ты зависишь от компьютера (если ты «в танки» играешь до четырех часов ночи), то ты такой же пьяница, как и все остальные. Ты не можешь без этого.
Вот вам пример, пишут мне: «Я вышла замуж, муж со мной не спит». Почему? – Оказывается, он в компьютерные игры играет.
«Женился молодой мужик. Двадцать пять лет. У него красивая, соком налитая, жаром пышущая жена, любящая его. А он отворачивается от нее и играет в танки до четырех часов. Это что такое? Это здоровый человек? – Это больной человек. Он без вина пьян».
Всякие зависимости есть. Наркомания всякая есть. И «такая», и «сякая». И шприцевая, и солевая, и нюхательная, и сигаретная. И водка есть всякая. И тому подобное.
Поэтому, Церковь говорит нам сегодня: «Молитесь Богу. Просите». Потому что есть люди, которые хотят бросить, но не могут. Надо силу иметь. Одного желания мало.
Желание – от Бога, и сила – от Бога. Желание – это первый шаг. Потом уже сила. Это уже второй шаг. Надо молиться Богу о тех, кто хочет бросить и не может.
Тем, кто не хочет бросать, – им хорошо. Я знаю в жизни многих людей. И в литературе я читал описания жизни многих известных людей, которые крепко «закладывали», но они говорили: «Я не хочу бросать. Не хочу. Мне так нравится». Что ты с ним сделаешь? Тут не надо молиться, чтобы Бог дал силы – он и не хочет.
Надо молиться, чтобы Бог дал ему желание бросить. Как святой Иоанн Кронштадтский говорит: «Господи, дай этим людям познать (внимание!!) сладость воздержания и проистекающих от него плодов Духа».
Пока человек не познает, как это сладко быть сухим, как сладко подсушиться вообще, меньше есть, меньше пить, как это вообще хорошо Духа Божьего принять (он не знает других удовольствий), ему тяжело покаяться.
Благодать Божия нужна для того, чтобы захотеть. Для того, чтобы сделать. Нужно об этом помолиться.
Есть еще прошения о людях, которые сами не пьют, но страдают от пьянства. Страдают, обычно, матери.
Правда, матери и часто сами виноваты в пьянстве своих детей. В пьянстве подавляющего большинства пьющих людей часто виноваты мамы: они уж слишком любят детей своих, они их покрывают, извиняют, все им разрешают: все равно он самый хороший.
Хоть он «оторви и выбрось», все равно «мой Ванечка самый хороший». Они все Ванечке разрешают.
И потом, когда Ванечка вырос вот в такую дылду, которой тридцать пять лет: (нигде не работает, не учится, жениться не хочет и пьет на мамину пенсию), она все равно его любит.
И пенсия отдает, и рубашечку стирает, и супец ему варит. «Ванечка, мой хороший!» И спонсорские мамины деньги (ее пенсия) – это и есть источник его пьянства. И это сплошь и рядом.
Вот начни разбираться – Почему пьет? На какие деньги пьет? Приходит такая мама: «Сын пьет. Помолитесь за него». «Где работает? – Нигде. – А работал? – Работал, бросил. – А на какие деньги пьет? – Да я даю ему!»
Ну как тут молиться? Каким «макаром» его исцелять, если мама спонсирует его пьянство.
Никогда не пьет один человек. Всегда есть кустовая проблема. Куст проблем. Жены, дети, родители, что-то там еще.
Там куча проблем. Никогда в одиночку не грешит человек. Всегда он грешит за компанию: с кем-то и почему-то.
Не случайно говорят, что, если человек запойно пьет, ему, чтобы бросить, нужно поменять окружение свое.
Поменять знакомых по работе. Поменять соседей, с которыми он привык пить. Надо ему многое поменять.
Потому что там уже автоматизм включился. Вот пришли, например, гости. «Привет – Привет!» И уже годами сразу вынимали бутылку и ставили на стол. Годами! Они пришли – руки сами потянулись к бутылке.
Чтобы бросить человеку долгопьющему, нужно все поменять. Пусть на время. «Хоть в монастырь уехать» – Да куда хочешь. Потому что – это социальная проблема. Это все – в куче.
Мы все во всем виноваты. Всегда найдется доброжелатель: «Ну давай рюмочку! (Кому-то вообще нельзя и пробку нюхать). Давай, давай. Чуть-чуть!» (А он – пробку понюхал и улетел на два года. Его найти не могут).
Мы помогаем грешить друг другу.
Спасаться мы не помогаем.
Вы еще раз подумайте, сколько мы болтаем лишнего друг про друга. За спиной. Один про другого. Сколько сплетен, сколько грязи всякой, сколько безобразия языком разносится по миру.
Это мы мешаем спастись: и тому, про кого говорим, и тому, кому говорим, и – себе. Всем мешаем спастись. Язык наш паскудный Бога хвалит только пять минут в сутки (в лучшем случае), или в неделю. Понимаете?
А все остальное время – он заразу разносит. Так же и с привычками. С пьянкой. С сигаретами. Кто курил и бросил курить? Много здесь таких? Как мы начинали курить? За компанию. Те курят и нам дают. «На, попробуй. Ты что, молокосос что ли? Ты же взрослый, как и мы». Вот так и начинают.
Все это и тех, кто сейчас на уроках сидит, касается. И нас касается.
Поэтому, Церковь сегодня говорит: «Смотрите, где убили Предтечу! Посреди пьянки».
Назовем это прямо так. Блудные девки пляшут, мужики сидят, объедаются. Едят, запивают. Одно с другим перемешали. Девка пляшет посреди этого всего. И посреди этой гадости всей, которую мы каждый день видим, отсекли голову Иоанну Предтече.
Страшно? Страшно.
Поэтому, я бы хотел, чтобы мы с вами избегали шумных компаний. Даже очень хорошие люди в шумных компаниях превращаются в непонятно кого.
Потом думаешь: «Я ли это был? Зачем туда ходил? Ведь не люблю». Но – завертит, завертит, завертит. И ты уже – как все. И ты уже начинаешь исполнять глупости всякие, от которых взрослому человеку, у которого есть седые волосы, должно быть стыдно.
Так что, мы детей своих уберегать должны. И себя самих уберегать должны. Потому что мы не знаем, что будет дальше. Что будет в будущем. Кто еще каким грехом сможет согрешить. Кто из нас знает? Никто. А ведь грешить-то не хочется. потом ведь стыдно. Стыдно жить на свете потом со своими грехами.
Прот. Андрей Ткачёв
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев