Оркестр роговой музыки был дорогим удовольствием, поэтому его могли позволить себе только вельможи. Например, инструменты – рога Вадковского, изготовленные в Москве, обошлись в 800 рублей, а к ним нужно было добавить содержание крестьян-музыкантов. Поэтому за 40-летнее существование роговых оркестров в столице было не более 9 оркестровых групп. Хотя в голландском магазине купца Ивана Щоха постоянно выставлялись наборы рожковых инструментов на 11, 21 и 42 рожка, и даже на 48 рожков. К ним полагался соответствующий репертуар, что говорит о их популярности.
Роговую музыку стали использовать на всех значимых мероприятиях и больших празднествах, устраиваемых во дворцах. В конце XVIII века на смену Марешу пришли другие не менее искусные капельмейстеры, после того как его поразил паралич в 1895 году. Он получил 700 рублей пенсии и отошел от дел.
Роговую музыку хорошо было слушать на открытом воздухе, потому что звучание нескольких десятков труб просто могло оглушить присутствующих. Ее применение описывает случай, когда решили угодить императрице Екатерине II. В Москве для нее организовали «Дианину гору»: сооружение высотой 6 сажен и длиной 40 саженей, которое состояло из леса с оленями, кабанами, лисами и зайцами, все это было установлено на большие сани. Их тянули 22 пары быков, а в лесу был спрятан роговой оркестр, который во время всего шествия по Немецкой слободе играл музыку. В это время императрица обедала в доме И. Бецкого, который жил именно на этой улице. Поэтому существует версия, что это он придумал такое помпезное шествие, чтобы удивить и порадовать императрицу.
Размах организации мероприятий можно судить по встрече Екатерины II с австрийским императором Иосифом II в Херсоне в 1787 году. Был задействован роговой оркестр Потемкина, который играл 40 партий музыки. Однако решив, что этого будет недостаточно, ее подкрепили пиротехнической батареей, вокальным хором и пушечной пальбой. В это время оркестром уже управлял капельмейстер Карл Лау.
На одном из празднеств Потемкин задействовал мега оркестр из 300 музыкантов. Они разместились в Таврическом саду тремя группами в разных местах, чтобы не оглушать присутствующих. Каждый оркестр выполнял самостоятельно свою партию или же сливался в одном исполнении, удваивая звучание.
Как исчезла роговая музыка и возродилась вновь
Комментарии 1