![🌈](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/1f308@2x.png)
Алла Аркадьевна Азарх ~ “ЦВЕТА РАДУГИ или ГИМН ГАММЕ”
Вот уж что не любят играть, так это гаммы. Во всяком случае, их точно не любят играть в музыкальной школе. Потому что скучно. Потому что путаются пальцы. Потому что – одно и то же: вверх, вниз, в разные стороны. И непонятно – зачем.
Главное же ощущение от гамм – неинтересно, потому что на этой дороге вверх-вниз нет событий – впечатлений.
И даже если сказать, зачем играть гаммы, интересно не станет. В самом хождении по клавишам должен быть смысл.
Я подумала: звуки, как цвета радуги. Если бы человеку дали краски, и предложили рисовать по очереди каждым цветом – пусть только полосы или одинаковые завитушки, то это было бы интересное занятие. И на листе появилась бы разноцветная картинка.
Каждый звук – это другая частота звуковой волны, другая краска, другое настроение.
Новая октава – те же звуки, те же краски, но только светлее (если мы поднимаемся вверх) или гуще (если мы спускаемся вниз).
Если попробовать сыграть радугу, перебирая ноты гаммы, то каждый звук будет ярким и радостным.
И если слушать – любоваться звуками в спокойном движении, то становится приятным и интересным подъем вверх, спуск вниз, сочетания расходящейся гаммы, появляется интонация движения к цели. А потом приходит и скорость: от того, что дорожка знакома, хожена-перехожена, возникает уверенность, появляется легкость, можно бежать хоть с закрытыми глазами – не собьешься с пути!
При этом звуки даже в быстром темпе не сольются в серую картину, а будут переливаться разноцветными красками.
Я часто предлагаю ученикам «назначить» цвет каждому звуку гаммы. И это самостоятельное «окрашивание» меняет отношение к самой гамме – она перестает быть чужой, абстрактной.
Так мы приближаемся к цели – сначала учимся вдумчиво ходить по клавишам, а потом и бегать по ним. А потом становится ощутим результат: можно в любой момент оказаться в любой точке – вся клавиатура уже в твоей власти.
Есть еще один важный момент: гаммы нужны, чтобы понять, почувствовать разные тональности, и чтобы в каждой из них ощущать себя свободно и уверенно. Если перед тем, как играть пьесу, сыграть гамму в этой тональности, это настраивает на нужный лад, дает необходимые ориентиры.
В любом случае, гамма - это помощник, а не мучитель.
И если играть гаммы именно так - сначала неспеша, вслушиваясь в звуки, делая каждый ярким, красочным, то очень быстро движение становится уверенным. А уверенный шаг доставляет удовольствие и руки сами просятся бежать. И получается необходимый бег по клавишам – легкий, радостный, свободный.
Комментарии 7
в которых так и хочется потеряться
Посопереживайте!
игры первой скрипки 2-й симфонии Риса Фердинанда,
пианиста и композитора, ученика Бетховена.
Ощущения – невероятные!