Самой большой наградой его стало народное признание и негласный титул «лучшего драматического фильма о войне».
Съемочной площадкой фильма были места реальных боевых действий во время Сталинградской битвы в нашем Клетском районе,
а основными артистами — Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Виталий Леонов, Алексей Коняшин и другие.
Фильм был очень сложным не только с технической и постановочной точки зрения, но и с точки зрения драматургии и актерской игры.
Картина и сейчас считается одной из вершин кинематографического мастерства, она вошла в золотой фонд классики советского кино.
Премьера фильма Они сражались за Родину состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В советском прокате картину ожидал оглушительный успех — ленту посмотрело 40,6 миллионов человек.
За основу сценария картины режиссер Сергей Бондарчук взял незаконченный роман Они сражались за Родину" Михаила Шолохова и
постоянно советовался по различным вопросам с автором книги. Именно Шолохов, пожелал «чтобы в фильме все было правдиво до боли» и настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения- в окрестностях станицы Клетской и хутора Мелологовского.
С учетом огромного количества военной техники работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях. В конце мая 1974 года съёмочная группа прибыла в хутор Мелологовский. В спешке администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей трехпалубный теплоход "Дунай", который пригнали из Ростова.
Бондарчук получает согласие местных властей на переселение жителей Мелологовского, в хуторе он планирует развернуть «боевые» действия,
максимально приближенные к реальным. В Ростове-на-Дону в составе Северо-Кавказского военного округа начинается формирование
специального полка, который должен будет принять участие в съемках фильма.
Параллельно этим событиям в Москве начинается утверждение актеров на главные роли. Практически весь актёрский состав утверждается без предварительных проб. Бондарчук точно знает, чего он хочет. В одной из ролей Бондарчук желает снимать только Василия Шукшина. И никого другого в этой роли он не видит.
Кем-то подсчитано, что всего в фильме 57 «значимых» ролей и ещё 80 — второплановых. Массовка в картине составляла около двух тысяч человек и включала как солдат, так и жителей Клетского района.
Привлечённые к съёмкам солдаты сокращали затраты, поочередно изображая то своих, то чужих — чего в кадре, конечно, никто не заметил.
Съемки начались в июне и должны были продолжаться до середины осени. Но второго октября были прерваны из-за смерти Василия Шукшина, исполнявшего главную роль. Досъемки оставшихся сцен были проведены уже в павильоне в Москве. Несколько сцен в паре с Нонной Мордюковой пришлось снимать с участием дублера, питерского актера Юрия Соловьева. Когда-то они вместе учились во ВГИКе: Шукшин - на режиссерском факультете у Ромма, а Соловьев - на актерском у Райзмана. Одно время даже жили в одной комнате в общежитии, и Соловьев постоянно наблюдал за Шукшиным - за его повадками, за странными манерами...
Когда Соловьеву позвонили с неожиданным предложением сняться вместо Шукшина, он поначалу категорически отказался: «Ну какой из меня двойник?» Однако позже с актером связался лично Бондарчук, и уж мэтру Соловьев отказать не мог.
Озвучивал роль Лопахина актер Игорь Ефимов(на удивление точно).
Кстати, Лидия Федосеева-Шукшина из-за смерти мужа тоже не смогла озвучить свою роль. Поэтому ее героиня говорит голосом Натальи Гундаревой.
Бои снимались там, где они велись. Не было необходимости заново создавать приметы места действия. Нужно было просто углубить, обновить сохранившиеся со времен войны полузаросшие окопы и воронки, убрать кусты, пожечь, хотя бы кусками, чересчур мирно зеленеющую траву.
Сам хутор на момент съёмок имел полузаброшенный вид. Режиссёр принимает решение восстановить часть хутора, чтобы потом его полностью уничтожить во время съёмок. Ему нужна война.
В качестве декораций для картины были созданы переправа через Дон, дамба и три хутора. В Мелологовском у местных жителей
были выкуплены дома, которые по ходу съемок сравняли с землей. При всей претензии на реализм, для скорости некоторые здания делали
не из бревен, а просто обтягивали столбы пленкой с рисунком. И в кадре отличить подобные муляжи от построенных домов почти невозможно.
Для многочисленных взрывов пиротехниками картины было использовано астрономическое количество тротила – пять тонн (для сравнения – 1 кг останавливает танк). Сцены со взрывами режиссер переснимал чаще всего, при этом подготовка занимала такое количество времени, что за смену порой удавалось сделать всего один дубль. Несмотря на высокую долю риска, от пиротехники за время съемок никто не пострадал.
В качестве боевой техники использовалось несколько десятков танков Т-44 и полтора десятка реактивных самолетов L-29. И те, и другие были созданы после войны, поскольку реальных немецких танков и «мессершмиттов», которые были бы на ходу, к моменту съемок найти не удалось. Для согласования действий съемочной группы и управлявших техникой военных была разработана целая сигнальная система – члены группы по рации передавали друг другу информацию о местонахождении танков и самолетов.
Сложности при съемке авиации добавляло то, что ближайшая взлетная полоса находилась на значительном расстоянии, из-за чего самолеты могли находиться в кадре лишь около семи минут, после чего требовалось возвращаться для дозаправки. Поскольку задействовать военную технику – дело дорогое и трудоемкое, снимать старались с минимальным количеством дублей.
Ну а для местного населения самым запоминающимся событием стало участие в съемках массовых сцен. Все началось с объявления в газете «За урожай»: приезжают снимать кино, нужна массовка.
Участием в той массовке может похвастаться чуть ли не каждая семья прилегающих хуторов и станиц. Ветераны тогда еще были молодыми, сниматься в фильме о войне считалось за честь. А тут еще приятный сюрприз - встреча со знаменитыми артистами: Бондарчук, Шукшин, Тихонов, Никулин, Бурков, Лапиков...
Столько звёзд в одном фильме, ничего подобного из современного отечественного кинематографа на ум не приходит.
Кроме того, за съемки платили 3 рубля взрослым, полтора детям.
Конечно, большинство местных, кто участвовал в съемках массовых сцен, в картине себя так и не рассмотрели.
Но тем, что участвовали, гордятся до сих пор. И детям рассказывают.
Земля здесь горела дважды – в 1942-м и в 1974-м. Когда совершался простой солдатский, а потом актерский подвиг. А сейчас в степи покой. От моря колышущейся ковыль-травы, от речного простора, открывающегося с крутых утесов дух захватывает. Так бы сидел и слушал, как поет задумчиво ветер. И в бескрайности этой открывается тебе какая-то правда, простая и ясная истина, понимание, как жить надо. Может потому, что каждый сантиметр земли этой пропитан памятью, которую и природа, и люди хранят бережно, как бесценное сокровище.
Несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству. Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране. Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.
В 1975 году картина "Они сражались за Родину" и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля.
По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" лента "Они сражались за Родину" была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актером 1976 года.
В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.
В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. На кинофоруме в Панаме за лучшее исполнение ролей было отмечено сразу 27 (!) артистов.
2024-й – год памяти. 50 дет фильму и 50 лет со смерти Василия Макаровича Шукшина. Сразу две даты, в которых соединилось ушедшее и оставшееся, как День Победы – радость со слезами на глазах. Не только Шукшин, большинство великих актеров, подаривших нам фильм «Они сражались за Родину», ушли от нас. Но не навсегда. Ведь картина осталась. Искренняя, пронзительная, правдивая лента о Родине, о русских людях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1