Плоты на реке
Хоть сплавконторы и не стало
У Ветлуги, у реки,
Но народ-то наш остался,
Значит, живы сплавщики.
Много есть рассказов, стихов и песен о нашей Ветлуге. О ее тихих, кристально чистых водах, обрамленных золотом желтых пляжей. О ярких, красивых закатах вечернего солнца и свежих утренних зорях…
Но мне хотелось бы рассказать о людях, живущих на берегах реки, о последних сплавщиках на Ветлуге, об их самоотверженном труде. О людях, увлеченных не только романтикой профессии, но и увлеченных своей работой. Это сплавщики, капитаны сплавной конторы.
Инженер по сплаву Николай Иванович Шухарев. Семнадцатилетним парнишкой попал он на фронт в 1943 году. Воевал в составе зенитно-артиллерийского полка, прошел боевой пусть от орудийного номера до командира орудия и старшины роты. Имеет более десятка боевых правительственных наград. Ветеран ВОВ и труда.
После демобилизации прошел обучение на годичных курсах мастеров сплава. В это тяжелое время послевоенной поры стране не хватало древесины на восстановление разрушенных городов и поселков. И шли по реке плоты один за другим днем и ночью. Мощные волжские плотоводы тащили по Ветлуге "матки" - плоты, в летний период, когда волжским буксирам было мелководно, в работу вступали катера сплавной конторы и Волжского участка пароходства. Они таскали двухрядные и однорядные счалы. Работали круглые сутки, порой не досыпая, не считаясь с трудностями, в любую погоду, до самого осеннего ледостава.
Река работала в полную силу, и основной силой были наши люди: капитаны, сплавщики, лоцманы и четкая круглосуточная диспетчерская служба.
В пятидесятые годы мастер сплава назначается контрольным мастером сплава в Волосовский сплавной участок. Только за время весеннего грузового сплава с этого участка уходило до тридцати "маток" плотов общей кубатурой более ста пятидесяти тысяч кубометров добротного строительного леса. Задача контрольного мастера - следить за правильностью постройки "матка" и увязки ее такелажем. "Матка" - это такое громоздкое сооружение из хлыстов и бревен, которое собиралось зимой на низком берегу Затона. На ней строился рубленый дом-"казенка" для бригады рабочих-сплавщиков, устанавливались ворота-колеса для поднятия лотов и якорей.
Лота служили для управления плотом на крутых излучинах, чтобы плот шел всегда по судовому ходу. По команде лоцмана или по гудкам парохода сбрасывался правый или левый лоты. Весной, когда вода прибывала, "матки" всплывали и к ним причаливались ленты пучков древесины, которые крепились толстыми стальными тросами. На бруствер с крамболами навешивались лота и якоря. И этот громадный плот в 20 метров шириной, длиной до 400 метров при глубине осадки до двух метров, опутанный и укрепленный тросами и цепями, готов был принять буксирные тросы с волжского плотовода, чтобы проплыть по весенней, своенравной и непредсказуемой, петляющей Ветлуге более трехсот километров опасного пути до волжской воды.
Осталось только взять продовольствие для бригады на 20-30 человек, спасательные и противопожарные средства, сигнальные фонари, запастись дровами, оборудовать кухню и места для отдыха. "Матка" готова, осталось дождаться команды диспетчера о подходе буксира, сплавщикам перебраться из домов на плот в "Казенку" и… в путь.
…Годы шли, менялись правила сплава. На смену маломощным колесным пароходам пришли мощные плотоводы серии "Академиков", менялся и облик плотов, громоздкие колеса-ворота заменили мотолебедками, тракторами. Вместо рубленых "казенок" стали ставить брезентовые 10-местные палатки. На сплавных участках при формировке плотов стали работать более мощные катера. Значительно сократилась и численность рабочих в бригадах сплавщиков.
До полутора миллионов кубометров строевого леса проплавлялось на Ветлуге только весенним грузовым сплавом. Более десятка сплавных участков, где проходила сплотка, объединяла сплавная контора. На лесных пристанях трудились сотни рабочих, которые в любую погоду, не жалея сил и здоровья делали свое нелегкое дело. А речники, капитаны, механики днем и ночью тащили катерами плоты на Волгу. Ветлуга и люди, как одно целое, как единый механизм, жили и трудились вместе. И жизнь кипела на ее берегах бурная, шумная и веселая.
…Прошли десятилетия. Жизнь на берегах реки затихла, умерла. Не стало леспромхозов, сплавных участков, лесных пристаней, не слышно на реке натужного рева дизелей, рокота тракторных моторов. Канул в Лету и лесосплав на Ветлуге. Тихо и как-то неухоженно и пусто стало на реке и ее берегах, мелеет без человека река с каждым годом все больше и больше. Не слышно пароходных гудков, пронзительного воя катерных сирен.
Как судоходная, сплавная река, Ветлуга "ушла" на пенсию, жизнь на ее берегах замерла и остановилась. И работа сплавщиков, речников, капитанов и механиков, как и сплав на Ветлуге, тоже ушел в прошлое.
Но есть еще живые свидетели, участники той большой, самоотверженной жизни, которые своим трудом делали эту историю. Инженер по сплаву , капитаны М. Золотухин, В. Хрычев, М. Заметалов, В. Гуров - это они и многие другие трудились тогда добросовестно и своим трудом писали историю нашего края. Честь и хвала этим людям!
Р. КОРОЛЕВ.
п. Ветлужский-2.
Комментарии 1