ИЗ ЗАРЕЧНОЙ ИСТОРИИ
Приближение намеченного на 7 июля праздника в Носовой подтолкнуло к поиску фотокадров из прошлого самого села, Носовского сельсовета и колхоза «Россия».
Колхоз объединял своими границами даже больше территории и населенных пунктов, чем сельсовет. К колхозным землям относились не только заречные поля (заречные - то есть за рекой Устой), но и поля возле деревни Заводь, возле деревни Быстренское, здешние фермы (Быстренское отделение колхоза). Поэтому, обращаясь к прошлому Носовой, вполне уместно обратиться к фотографиям о людях и событиях, так или иначе связанным с этой большой территорией района.
Одно из таких событий, прямо относящихся к истории большой заречной «России», произошло в 1979 году. Люди старшего поколения о нем, конечно же, помнят, а вот молодежь просто не знает.
Если в эти летние дни посмотреть на реку Усту вблизи автомобильного моста у деревни Заводь, то прежде всего бросится в глаза её жалкий вид - вид пересыхающей речушки. Кажется, песчаные отмели вот-вот перехватят русло, остановят течение воды. А первого мая 1979 года весенняя Уста настолько подняла свои воды, что перекатывала черед автодорогу, размывала насыпь, сносила асфальтовое покрытие.
На площади Свободы в Красных Баках проходил первомайский митинг, а Уста у Заводи уже демонстрировала свою силу несколькими мощными потоками.
Сразу после митинга в райисполкоме собралась противопаводковая комиссия, были сделаны первые распоряжения по предотвращению размыва дорожной насыпи, ликвидации последствий стихии. Буйные воды Усты угрожали и мосту, важно было сохранить от размыва его береговые подходы.
Привлекались к работе организации, предприятия района, а основная тяжесть борьбы со стихией лежала на Краснобаковском дорожном ремонтно-строительном управлении, возглавляемом Илларионом Ивановичем Деминым. Береговые откосы укрепляли мешками с песком, поднимали дамбу завозным грунтом. Работали, что называется, днем и ночью.
Приводимые ниже фотографии, полученные оцифровкой фотопленок из архива Б.Н. Доманского, хорошо показывают характер и масштабы разрушений, виден весь драматизм ситуации.
Полотно дороги было размыто на многометровых участках. Носовая была отрезана от «большой земли» - от остальной части района. В том числе и от части колхоза. Шла посевная, а тут не пройти, не проехать. Люди пытались преодолеть эти участки по воде.
На одной из фотографий и главный герой первых часов и дней «рукопашной» схватки с разгулявшейся Устой – усталый начальник дорожной организации И. И. Демин, сидящий на кромке оставшегося дорожного покрытия, словно на краю окопа.
Прямая связь фотографий с Носовой (колхозом и сельсоветом) – это несколько кадров, на одном из которых житель поселка Жаренский В. А. Вшивцев (ещё молодой, каким его уже не многие помнят), на другом - угадываемый по мощной фигуре председатель колхоза «Россия» А. И. Стрелков. На этих же фото и другие узнаваемые и неузнаваемые жители носовского края.
Строительство нового моста через Усту началось еще в 1978 году. На некоторых фотографиях 1979 года видна техника строителей, в том числе подъемный кран, потопленный половодьем.
Деревянный мост, стоявший на бетонных быках, еще несколько лет служил, пока строился новый железобетонный мост. Бетонные быки старого моста и сейчас стоят в реке.
Комментарии 1