Зигзаги судьбы Бориса Быстрова
Что для актера лучше — сыграть одну большую и главную роль и прославиться или же играть много, возможно, разнообразно, но так и не дождаться «той самой роли»? Сами артисты отвечают на этот вопрос по-разному, например, Александр Демьяненко очень тяготился своим званием «всесоюзного Шурика», а вот Анатолий Кузнецов вполне лояльно относился к тому, что его олицетворяли с красноармейцем Суховым из «Белого солнца пустыни». У актера Бориса Быстрова громкая роль была — ещё студентом театрального вуза он стал для зрителей Аладдином. Но при этом всю свою последующую карьеру он старался выйти за рамки этого «красавчика» — и не мог, хотя сделал для этого очень много.
Борис Быстров родился 12 февраля 1945 года. Его родители развелись, когда ему было десять лет, мальчик тогда выбрал отца, а детская обида на мать, по его собственному признанию, окончательно прошла лишь через много лет — на её похоронах. После школы он смог с первого раза поступить в Школу-студию МХАТ, на актерский курс Александра Карева, начал заниматься живописью — и столкнулся с ограничениями, которые накладывал на своих студентов любой театральный вуз того времени. Дело в том, что руководство и преподаватели очень не любили, когда будущие актеры манкируют учебой ради съемок в кино; кому-то удавалось победить эту систему, кто-то с ней смирялся... Быстров относился ко вторым.
Он пробовался, например, на роль Печорина в фильме Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени» — но в этой картине играла одна из преподавательниц школы-студии, и тайный поход на киностудию стал известен всем; роль ушла Владимиру Ивашову. Потом было приглашение на роль Медведя в «Обыкновенное чудо» — но ректор отказал напрочь, несмотря на просьбу известного режиссера и актера Эраста Гарина. Гарин даже советовал Быстрову «наплевать» на запрет — а потом перейти во ВГИК, где с работой в кино было проще, но тот не прислушался к совету мастера. Медведя сыграл Олег Видов, но тот вариант «Обыкновенного чуда» хитом всё же не стал — в отличие от фильма Марка Захарова 1978 года. Впрочем, кто знает, как бы всё повернулось, если бы Гарину удалось отстоять у руководства школы-студии и Быстрова, и Анастасию Вертинскую…
«Та самая роль» всё же настигла Быстрова где-то в конце учебы — его отпустили в сказку Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина». Съемки шли в Крыму, где построили декорации Багдада, партнерами были известные и талантливые актеры — и молодой выпускник совсем не потерялся на их фоне. Напротив, после выхода картины в прокат он буквально покорил зрителей — и совсем юных, и тех, кто постарше.
В иные времена Быстрова бы назвали «секс-символом», но тогда он просто стал одним из самых популярных актеров Советского Союза. Правда, испытание славой оказалось тяжелым — он едва совладал с алкогольной зависимостью, поскольку буквально каждый встречный старался выпить со знаменитостью. Да и с новыми предложениями всё оказалось не так просто — их просто не было.
В принципе, даже без них Быстров мог считать себя устроенным актером. После училища он пару лет проработал в театре имени Ленинского комсомола, который тогда возглавлял Анатолий Эфрос. Когда Эфроса уволили, актер тоже ушел, но не вслед за режиссером, а в театр имени Ермоловой, который и стал его театральным домом на всю жизнь. Играл на сцене разные роли — и главные, и не очень, а в какой-то момент вообще превратился в одного из ведущих актеров труппы. Уже в 1990-е это конвертировалось и в почетные звания — в 1995-м он стал заслуженным, а через шесть лет — народным артистом России.
Конечно, больше двадцати лет ждать признания — нелегкий труд. В кино его звали, но нечасто — он сыграл в спортивной драме «Удар! Ещё удар!», в детской комедии «Приключения жёлтого чемоданчика», потом появился в «ТАСС уполномочен заявить». С Аладдином эти роли, конечно, не сравнить, но и тот «красавчик» остался в прошлом — с возрастом внешность актера изменилась, и он уже не мог претендовать на роли героев. Видимо, раздражение от всех этих перемен приводило к проблемам в личной жизни.
Более десяти лет Быстров был женат на актрисе Инне Кмит, дочери Леонида Кмита — Петьки из «Чапаева». Супруга была старше его на 12 лет, но, кажется, это их беспокоило мало. Но всё равно семейная жизнь Быстрова и Кмит закончилась через десять лет после свадьбы — не помогло даже то, что актер хотел, чтобы их дочь росла в полной семье. Второй брак в 80-е был скоротечным; балерина и танцовщица Татьяна Лейбель собралась в эмиграцию, а Быстров решил остаться на родине... Лишь затем всё сложилось — женой актера стала Ирина Савина, Катя из «Отроков во вселенной». Для неё это был второй брак, для него — третий, и они прожили вместе всю жизнь.
В 90-е Быстров заново нашел себя — он стал голосом персонажей зарубежных мультфильмов. Озвучивал почти всех мужских героев «Симпсонов», а потом и «Футурамы», героев, сыгранных Майклом Кейном, работал над сериями «Люди Икс» и «Звёздные войны», участвовал в локализации компьютерных игр — среди них были «Dota 2» и «Atomic Heart».
Собственно, так Быстрова и запомнили — как Аладдина в старой советской сказке и как голос популярных персонажей для современной аудитории. При этом он и в театре продолжал играть — почетные звания достались ему «за развитие театрального искусства».
Скончался актер 17 августа 2024 года в Москве на 80-м году жизни. Прощались с ним в театре, который за почти 60 лет стал для него родным.
Подробнее: aif.ru/culture/pe ...
#Библиобус #Театр #Кино #Библионовости #Быстров #12февраля
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7