— И все-таки эпистолярий Чехова огромен. Как он относился к своим и чужим письмам?
— В своей обширной переписке Чехов придерживался нескольких правил. Во-первых, непременно отвечать на письма. Отсюда частое присловье в начале: «Спешу ответить…»
Во-вторых, хранить чужие письма в строгом порядке, над которым он сам пошутил однажды в письме к старшему брату Александру: «Достоуважаемый Братец! Приводя в порядок свой архив, я сортирую письма по соответствующим группам: писательские отношу к писательским, родственные — к родственным. Относительно Ваших писем я нахожусь в совершенном затруднении, не зная, куда их отнести — к писательским или родственным. Чтобы не обидеть Ваших писательских или родственных чувств я нашел удобным отнести Ваши письма к группе просительских, так как Вы человек бедный и пьющий». В конце года Чехов неизменно разбирал письма и укладывал в пакеты.
Еще одно значимое правило. Чехов не разрешал публикацию своих писем при жизни, даже если публикаторы называли самые благородные мотивы и побуждения. Так было, когда в 1896 году газета «Приазовский край» опубликовала не только некоторые автографы и надписи на книгах, полученных Чеховым от авторов, переводчиков и издателей и переданных им в Таганрогскую городскую библиотеку. Но и письмо Чехова городскому голове, в котором он просил разрешения «и впредь посылать книги».
Это было частное письмо. Чехов написал в редакцию газеты. Просил «лиц, автографы которых попали в корреспонденцию этого неделикатного господина», не ставить в вину ни ему, ни администрации библиотеки.
Еще определеннее Чехов высказался в письме к публицисту А.С.Пругавину. Тот готовил в 1900 году заметки о помощи голодающим в Самарской губернии и хотел опубликовать письма Чехова, участвовавшего в сборе пожертвований.
Чехов, оценив благородные намерения автора, отказал, как он подчеркнул, «только по причинам, так сказать, психологическим»: «Напечатание связало бы меня на будущее время; потом, когда бы я писал письма, я был бы уже не свободен, так как мне все казалось бы, что я пишу для печати». И смягчил отказ благодарностью за отношение к его помощи, добрыми пожеланиями и подписью: «Искренно Вас уважающий и преданный А.Чехов».
— Сохраняя чужие письма, думал ли Чехов о судьбе своих писем?
— Высказывания Чехова на этот счет самоироничны и насмешливы. В 1886 году он писал своему приятелю М.М.Дюковскому, у которого часто в молодости перехватывал небольшие суммы: «Пишу Вам, чтобы у Вас было одним автографом великого писателя больше… Через 10–20 лет это письмо Вы можете продать за 500–1000 руб. Завидую Вам. Но тем не менее, если у Вас есть сейчас свободные 25 рублей, то, по примеру прошлых месяцев, дайте мне их на неопределенный, но короткий срок, ибо у меня сейчас нет ничего, кроме вдохновения и писательской славы, а без дров между тем холодно. Ваш соотечественник А.Чехов».
— Много ли писем получал сам Чехов?
— Это тысячи, тысячи и тысячи писем. Он шутил в 1899 году, в ялтинские времена, когда переписка стала решающим обстоятельством его жизни: «Получаю много деловых и неделовых писем. Не могу отвечать если отвечать, то нужно сидеть за столом с утра до вечера. Почтальон ропщет и изумляется».
— И здесь есть утраты, неизвестные судьбы?
— Еще какие! М.П.Чехова по просьбе некоторых адресатов Чехова вернула им письма. Чего стоит загадка писем А.С.Суворина! Их было более 300. Суворин вернул семье письма Чехова и прислал за своими.
Уничтожил ли он эти письма, как думали некоторые современники, сохранились ли они в семье Сувориных, исчезли вместе с другими документами из семейного архива, осели в одном из европейских архивов — неизвестно. Но вдруг найдутся, объявятся.
— Они добавят что-то в историю взаимоотношений Чехова и Суворина?
— Даже одно найденное, обнаруженное письмо может пролить свет, уточнить взаимоотношения, приоткрыть дотоле неизвестное. Тем более в жизни такого человека, как Чехов, о котором В.А.Серов сказал художнику Н.П.Ульянову, рассматривая портрет Чехова его работы: «Чехов неуловим».
К сожалению, сам Серов смог в силу обстоятельств оставить только небольшой акварельный портрет Чехова, в котором запечатлены, по мнению специалистов, как ни в каком другом портрете, большая внутренняя сила и самообладание Чехова.
То самое «самостоянье» личности, так точно определенное Пушкиным: «Два чувства дивно близки нам —/В них обретает сердце пищу —/Любовь к родному пепелищу,/Любовь к отеческим гробам./На них основано от века,/По воле Бога Самого,/Самостоянье человека,/Залог величия его./Животворящие святыни!/Душа была б без них мертва./Без них наш отчий край — пустыня,/Душа — алтарь без божества».
Письма Чехова сохранили неповторимое самостоянье человека.
Комментарии 3