65 лет со дня рождения.
Леони́д Генна́дьевич Парфёнов (род. 26 января 1960, деревня Клопузово, Череповецкий район, Вологодская область, РСФСР, СССР) — российский журналист, телеведущий, режиссёр, актёр, автор таких популярных телепроектов, как «Намедни» и «Российская империя». Пятикратный лауреат ТЭФИ (1995, 1999, 2000, 2002 и 2004).
Родился 26 января 1960 года в городе Череповец Вологодской области.
Мать, Альвина Андреевна Парфёнова (урождённая Шматинина, род. 1931), родом из деревни Уломы, предки отца, инженера-металлурга Геннадия Викторовича Парфёнова (1931—2004), из Ёрги. Отец был главным инженером Череповецкого металлургического комбината (в свободное время — рыболов и охотник, любил охотиться на уток). Брат Владимир Парфёнов (род. 1966) — бизнесмен, владелец компании по продаже медицинского оборудования; любит охоту.
В 1977 году поступил на факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. Окончил факультет в 1982 году.
В начале 1980-х служил в Ленинграде.
В советской прессе печатался от «Красной Звезды» и «Правды» до «Московских новостей» и «Огонька». В 1983 году был корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец», а затем работал на Вологодском областном ТВ в Череповце. В журналистских кругах дружил с будущим известным рок-музыкантом Александром Башлачёвым. Именно в квартире Парфёнова в сентябре 1984 года состоялось судьбоносное для Башлачёва знакомство с опальным музыкальным критиком Артемием Троицким. В 1985 году Парфёнов провёл с Троицким телеинтервью на областном ТВ.
Карьера на телевидении.
В 1986 году являлся спецкором молодёжной редакции Центрального телевидения, параллельно работал корреспондентом программы «Мир и молодёжь». В 1988 году перешёл работать на «Авторское телевидение». В 1989 году в соавторстве с Андреем Разбашем снял трёхсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников (об этом написано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием»).
В 1990—1991 годах — автор и ведущий информационно-аналитической программы «Намедни», которую Парфёнов делал совместно с телекомпанией «Авторское телевидение». В начале 1991 года Парфёнов был отстранён от эфира за «неправильные» высказывания по поводу ухода Эдуарда Шеварднадзе с поста министра иностранных дел.
С 1991 по 1993 год на 1-м канале Останкино был автором и ведущим документального наблюдения «Портрет на фоне». Первое время Парфёнов рассказывал о политических деятелях (Гайдар, Руцкой, Шеварнадзе, Назарбаев), а затем он посвящал выпуски передачи людям, олицетворяющим какую-либо эпоху (Зыкина, Кириллов, Магомаев, Пугачёва, Гребенщиков). Последний выпуск передачи был посвящён популярному в то время певцу Богдану Титомиру, который произнёс в эфире передачи фразу «Пипл хавает», ставшую впоследствии крылатой.
В 1992 году взял интервью у Евгения Леонова, которое, как позже окажется, стало для популярного актёра театра и кино последним.
В октябре 1993 года Парфёнов переходит на работу в только что созданную телекомпанию НТВ, где решает вновь запустить программу «Намедни», но уже в формате «еженедельной информационной программы неполитических новостей».
В 1994 году был автором и ведущим проекта «НТВ — новогоднее телевидение», за который получил свою первую ТЭФИ в номинации «Развлекательная программа».
15 марта 1995 года Леонид Парфёнов провёл выпуск ток-шоу Владислава Листьева «Час пик» на 1-м канале Останкино.
В 1995—1996 годах был автором первых двух частей популярного новогоднего шоу «Старые песни о главном». Также вёл программу «Герой дня» поочерёдно с Евгением Киселёвым и Павлом Лобковым.
В 1997—2001 годах — ведущий исторических программ «Намедни. Наша эра. 1961—91», «Российская империя» и «Живой Пушкин» С апреля 1997 по март 1999 года занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров этой телекомпании. В 1998 году вёл русскую версию игры «Форт Боярд». В конце 1990-х — конце 2000-х часто приглашался в жюри Высшей лиги КВН. Дважды был членом жюри фестиваля «Голосящий КиВиН» (1997, 1999).
С января по апрель 2001 года представлял рубрику «Особый взгляд Леонида Парфёнова» в рамках информационно-аналитической программы «Итоги».
Во время конфликта журналистов с новым менеджментом в 2001 году занял сторону власти; коллеги (Дибров, Точилин, Юсупов, Листова и Насибов) в прямом эфире «Антропологии» назвали его «предателем». После исхода журналистского коллектива Парфёнов возглавил НТВ как генеральный продюсер, но только на время разработки концепции нового сезона: на посту генерального продюсера его заменит Александр Олейников. 16 апреля 2001 года был создан редакционный совет НТВ, куда помимо Парфёнова вошли Татьяна Миткова, Владимир Кулистиков и ряд журналистов. Леонид заслужил репутацию штрейкбрехера, но сам подчеркивал, что этого не боится.
В 2001—2004 годах — ведущий информационно-аналитической программы «Намедни». 31 января 2003 года программа была удостоена премии ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа». В 2003 году большой общественный резонанс вызвал прошедший в эфир в программе «Намедни» сатирический сюжет Павла Лобкова о новом генеральном директоре НТВ, докторе медицинских наук Николае Сенкевиче, начальнике Парфёнова и Лобкова. В сюжете Лобков привёл доказательства, цитируя статью Сенкевича «Советы Вольтеру», что новый гендиректор НТВ по своей медицинской специальности не столько терапевт, а скорее — проктолог.
1 июня 2004 года программа была закрыта, а сам Парфёнов — уволен с телеканала (формально — из-за конфликта с руководством, фактически — из-за давления властей в связи с репортажем о Чечне).
С 2004 года — автор документальных фильмов на «Первом канале». За этот период работы были созданы документальные фильмы «О, мир — ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России» и др.
Деятельность после 2004 года.
С 5 декабря 2004 года по 20 декабря 2007 был главным редактором журнала «Русский Newsweek».
В 2007 году начал работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра», разделённой на четыре тома — по десятилетиям. По словам Парфёнова:
В книге собрано намного больше информации, чем было в телепроекте. Объём текста раз в пять больше. Телевидение сильно ограничивала вялая, старая кинохроника. Кроме того, в издании есть ряд тем, которых не было в телепроекте вообще: от диафильмов — до побега Нуреева.
Первый том вышел 11 ноября 2008 года. Четырёхтомник оказался настолько успешным, что в конце 2010 года Парфёнов начал работу над дополнительным пятым томом.
Весной 2008 года озвучил русскую версию мультсериала «38 обезьян», выходившего на канале 2х2.
В 2009 году — постоянный член жюри программы «Минута славы». В 2010 году совместно с Татьяной Арно вел программу «Какие наши годы!» на «Первом канале». С 2011 по 2013 годы вёл телепередачу «Волшебный мир Disney» на том же телеканале, сменив Ивана Урганта.
25 ноября 2010 года стал первым лауреатом премии имени Владислава Листьева. Выступая на церемонии вручения, Парфёнов подверг резкой критике ситуацию, сложившуюся на российском телевидении. Предполагалось, что «Парфёнов попытался таким образом извиниться перед теми своими коллегами, которые стали жертвами и его малодушия в критической ситуации»; Владимир Познер, который вёл торжество, «заранее знал о намерении Парфёнова» и реакцию гостей, «среди которых были руководители телеканалов, известные журналисты и телеведущие, представители администрации Президента» обозначил как одобрительную («никакой реакции, кроме аплодисментов»). А на митинге 10 декабря против фальсификации на парламентских выборах 2011 года заявил, что современное ТВ — это «похабень с бадминтоном и амфорами».
2 декабря 2011 года Леонид Парфёнов принял участие в презентации нового тома энциклопедии «Намедни (2001—2005)» в Московском доме книги на Новом Арбате. На встрече Леонид Парфёнов заявил, что хотел создать большой том, посвящённый XXI веку, но не уложился в одну книгу, поэтому «Намедни (2001—2005)» является первым полутомом. Второй полутом («Намедни (2006—2010)») вышел в марте 2013 года.
19 марта 2013 года состоялась презентация 6-го тома «Намедни» (2006—2010).
24 марта 2013 года состоялся первый выпуск общественно-политического «еженедельного тележурнала» «Парфёнов», ведущим которого стал сам Парфёнов, а шеф-редактором — Александр Уржанов, бывший шеф-редактор программы «Центральное телевидение» на НТВ. Создателями выступили Фонд поддержки независимых СМИ, запустивший на своём сайте краудфандинг для сбора средств на производство программы, и телеканал Дождь. Были собраны средства для создания 12 выпусков тележурнала. В конце июня 2013 года программа была закрыта. После премьерного показа на телеканале «Дождь» программа бесплатно распространялась на региональных каналах.
В январе 2016 года подготовил урок о новом языке медиа, ответственности элит и будущем для образовательного онлайн-проекта «Открытый Университет».
Леонид Парфёнов и Елена Чекалова: Традиционный путь к сердцу мужчины и годы яркого счастья
Она получила блестящее образование, окончив лучший ВУЗ страны. Он приехал из провинции, чтобы завоевать столицу. История их семьи началась с неземных ароматов в квартире Елены, продолжилась романтической прогулкой в Петербурге и, как надеются супруги, не завершится ещё много лет.
Путь к сердцу
Она увлеклась кулинарией после поездки в Тбилиси с друзьями, мгновенно проникнувшись симпатией к щедрым грузинским застольям. С этого момента вся её прошлая жизнь показалась девушке обделённой чем-то очень важным. И она стала, преодолевая недовольство родителей, периодически собирать хлебосольные посиделки в их квартире. В то время преподавала русский язык для иностранцев и подрабатывала внештатным журналистом в газете «Советская культура». Чуть позже она была приглашена в штат этого серьёзного издания.
Подруга Елены, преподаватель на курсах переквалификации телевизионных работников, периодически показывала ей работы своих студентов. Среди множества эссе, статей, обзоров, Елена обратила внимание на очень легкий и независимый стиль письма юноши из Череповца. И подруга пообещала познакомить её с этим талантливым человеком.
И вскоре действительно пришла на очередные посиделки вместе с Леонидом Парфёновым. Поначалу отношения складывались сугубо деловые: она заказывала ему статьи для газеты, он с удовольствием приносил ей материалы и печатался в «Советской культуре».
Много позже Леонид признается Елене, что при первой встрече его совершенно свели с ума ароматы, доносившиеся с кухни девушки. Хотелось остаться в этой теплой хлебосольной квартире навсегда.
Но до этого признания было ещё далеко, а пока он предложил показать Елене свой, особенный Петербург, которого она ещё не видела. Во время первой же прогулки она была сражена наповал. Он водил её совершенно неизвестными дорогами, показывал парки, заводил в теплые и какие-то необычные дворики, усаживал за столик в неизвестном кафе, где собирались рок-музыканты. Это был совсем другой город, полностью пропитанный личностью Парфёнова. И она поняла, что влюбилась.
Вдвоем сквозь все испытания
После этой поездки между ними возникла незримая связь, они стали писать друг другу письма и даже созваниваться. А потом он вдруг приехал. Неожиданно, с невероятным букетом и тут же предложил пожениться. Он считал, что ему нечего предложить своей избраннице, но чувства были сильнее мыслей о достатке.
Свадьба была довольно скромной, даже платье невесты шилось с расчётом на то, что его можно будет носить и после торжества. Друзья и близкие собрались в квартире у родителей Лены, на ресторан денег просто не было.
Супруги мечтали о том, что у них родится сын, а после – дочь, и будут у них Иван да Марья. Так оно и вышло. Первым появился на свет сын, несколькими годами позже – дочь. Елена хотела бы родить третьего малыша, но супруг категорически воспротивился: вторые роды были настолько сложными, что он едва не поседел, боясь потерять жену.
А вот отцом известный ведущий оказался удивительным: он мог придумывать для детей особенные игры, вовлекать их в творчество, ставить с ними спектакли. Только вот на родительские собрания он не ходил. Зато мог организовать экскурсионную поездку для всего класса дочери в Питер, и сам же провести увлекательнейшую экскурсию.
Когда Мария пошла в школу, Елене пришлось оставить работу. У дочери обнаружилась дислексия, болезнь, при которой не воспринимается письменная речь. Чтобы дочь могла окончить школу, мама весь материал, по каждому предмету, читала ей вслух. И понимала: высшее образование дочь вряд ли сможет получить, зато вполне может стать неплохим поваром. Однако терпение и любовь мамы дали свои плоды: в выпускном классе Мария получала по всем предметам высокие оценки. Болезнь была побеждена.
Секрет долголетия семьи
Они очень разные, Леонид Парфёнов и Елена Чекалова. Она открытая и очень домашняя, он более закрытый. Но это никогда не мешало им быть счастливыми вместе. В 2017 году они отпраздновали жемчужную свадьбу, уже стали дедушкой и бабушкой, а им все так же интересно в обществе друг друга.
Леонид Парфёнов не особо распространяется о семейной жизни, а вот Елена с нескрываемым удовольствием рассказывает о своём счастье. По её мнению, самый главный секрет долголетия их семьи состоит в том, чтобы оставаться разными. Нельзя растворяться друг в друге, нельзя жить интересами супруга. Тогда не остынет взаимное влечение и не иссякнут чувства.
#русскаякультура #Кино #Литература #День_в_истории #Парфёнов #26января
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 36
А то что с начальством не сошёлся характером, то это не только у Парфёнова случается, а у каждого второго. Только кто-то умеет лизнуть начальника в нос, а кто-то - не хочет. А журналист он очень талантливый! И передачи у него были всегда интересные и ироничные. Жаль что его ушли с телевидения.