Влюблённость в театр один из самых признанных советских драматургов пронёс через всю жизнь. Он знал театральный мир не понаслышке, чувствовал и уважал его природу. Придя в театр в 14 лет в качестве статиста, он навсегда остался в нём своим человеком. Арбузов ни разу не изменил своему излюбленному жанру, а его пьесы стали классикой советской драматургии.
Одной из ключевых драм Арбузова является пьеса «Иркутская история». Действие произведения разворачивается в середине ХХ века на строительстве ГЭС, но пьесу невозможно назвать производственной. В центре сюжета – судьбы и развитие характеров трёх главных героев. «Иркутская история» – это одновременно и психологическая драма, трогательный рассказ о любви, и летопись эпохи.
Пожалуй, трудно во всём творчестве Арбузова найти пример более счастливой сценической жизни произведения, чем у этой пьесы. Впервые «Иркутская история» была опубликована в 1959, а в самом конце этого же года состоялась премьера спектакля в театре Вахтангова. Первую постановку «Иркутской истории» сразу же оценили как событие. Зрители писали о жизненной правде, рецензенты отмечали современность содержания и театральное новаторство. Режиссёру Е. Р. Симонову удалось поставить спектакль, наполненный предельной правдой чувств. Тонкая психологическая разработка образов подчёркивалась простым, лаконичным и вполне достоверным оформлением в исполнении художника И. Г. Сумбаташвили. Далеко, словно в дымке, перед зрителем появлялись линии высоковольтных передач и две сосны, что остались около нового посёлка. На переднем плане – фонарь, перила мостика, рукомойник на высоком столбе около общежития. Когда на сцене возникали комнаты бригады – это тоже были вполне узнаваемые помещения, обжитые, полные привычных вещей.
В отличие от более ранних своих произведений Арбузов широко использует в «Иркутской истории» приёмы сценической условности. В пьесе нет обычной последовательности событий, история разворачивается как бы обратным ходом. Для того чтобы придать событиям более значительный характер, в действие вводится Хор (по подобию античных драм), который, по замыслу драматурга, должен был стать «душой пьесы» – любящей, верящей, страдающей и отвечающей за героев. Такой смелый художественный эксперимент создавал определённые трудности для постановщиков. Театральная критика упрекала вахтанговцев в том, что их решение Хора не удалось, поскольку он на всём протяжении действия был подчёркнуто обособлен и сохранял между героями и собой солидную дистанцию.
Очень существенно, что спектакль, поставленный театром Вахтангова, был хорош прежде всего своими яркими, насыщенными и обаятельными актёрскими работами, которые придали режиссёрской трактовке «Иркутской истории» лёгкость и лиричность. Автор посвятил эту пьесу восходящей звезде театра Ю. К. Борисовой, которая сыграла в спектакле главную роль кассирши Вали. Её актёрская индивидуальность придала характеру героини оттенок исключительности. Борисова лихо, отчаянно-весело играла мнимую беспечность «свойской девчонки». Её дешёвенькая шапочка с помпоном, небрежно поднятый воротник жакетки, копеечная брошка, поступь с каблучка, приветственный жест («Наше вам с кисточкой!»), хрипловатый голос, глаз с прищуром, насмешливая улыбочка были точно найденными деталями внешнего облика. Заметной актёрской удачей стала роль Сергея, с редкой простотой и удивительной убедительностью исполненная М. А. Ульяновым. Виктора сыграл Ю. П. Любимов, в недалёком будущем известный режиссёр советской сцены. В спектакле были также заняты актёры: Ю. В. Яковлев, Н. С. Плотников, Е. А. Райкина и другие.
Спектакль вахтанговцев настолько удачно вписался в театральный репертуар начала 1960-х, что каждый показ проходил при полном зале. Благодаря этой постановке история, случившаяся на иркутской стройке, вышла за пределы частных судеб героев и стала драматическим раздумьем о людях середины ХХ века. Долгое время пьеса Арбузова шла с возрастающим успехом на различных сценических площадках. Почти все театры нашей страны и многочисленные зарубежные коллективы осуществили её постановку. В течение нескольких лет она была поставлена более 9 тысячи раз, и редкий спектакль не становился значительным театральным явлением. «Иркутская история» сохраняется в театральном репертуаре и в наше время, ведь в ней затрагиваются важные вопросы поиска смысла жизни и любви, как самой главной меры счастья и гармонии в человеческих отношениях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1