Дом Cartier позаимствовал древнюю индийскую традицию
нанесения резьбы в виде цветов и листьев на драгоценные камни.
Из резных рубинов, сапфиров и изумрудов ювелиры создавали
многоцветные композиции в стиле, получившем название Tutti
Frutti. Его апогеем стало знаменитое "Индийское колье",
созданное Cartier по заказу Дэйзи Феллоуз в 1936 году.
Многоцветные драгоценности стали особенно популярными после возникновения моды на индийские украшения. К тому же рынок камней был насыщен рубинами, сапфирами, изумрудами, ограненными в форме листьев, цветов, ягод или шаров. Тогда же появились знаменитые украшения Картье в изобретенной им стилистике «тутти фрутти», они представляли собой яркие многоцветные композиции из резных драгоценных камней. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона и последовавшего за этим событием всплеска интереса к Египту фирма начала производить красочные украшения, выполненные в «египетском стиле». Среди них - эффектные подвески из пластин нефрита, декорированные алмазами и рубинами, и знаменитая брошь-скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса, украшенными бриллиантами. Особенно часто ювелиры стали создавать яркие декоративные изделия после кризиса 1929 года: так они пытались, привлекая внимание покупателей, выстоять в это трудное время.
Таким образом, история Дома Картье наглядно иллюстрирует процесс становления стиля ар деко. Окончательно он сформировался к началу 1920-х годов, а своего апогея достиг к середине десятилетия. Временем его триумфа стала Выставка декоративных искусств и современной промышленности, проходившая в 1925 году в Париже. Собственно, именно на этой выставке стиль получил окончательное признание, а позднее ее сокращенное название - «Ар деко» - стало названием стиля.
Эпоха ар-деко известна как время больших и малых художественных революций. Дом Cartier возглавил некоторые из них. В этой связи можно вспомнить стиль "тутти-фрутти" – европейское переложение традиционного индийского узора "могол", символизирующего плодородие. "Тутти-фрутти" Cartier – стиль сложнейший в первую очередь с технической точки зрения (по сложности он не уступает легендарной невидимой огранке, "mystery setting", от Van Cleef & Arpels). Ювелирам приходилось не только привычно гранить цветные драгоценные камни – сапфиры, изумруды, рубины,– но и работать в технике гравировки по камню. Из камней, больше, правда, похожих на камеи, ювелиры составляли сложные мозаики, "разбавляя" ювелирное полотно белыми бриллиантами. При этом украшение оставалось "подвижным" – несмотря на то что оно было сложено из множества частей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1