К. Айвазовского (1817-1900)
Пейзажи художника-мариниста. Настоящая редкость. Айвазовский написал за свою творческую жизнь около шести тысяч картин.
С представлением о творчестве Айвазовского у нас обычно связываются изображения морских бурь, ураганов, кораблекрушений, полные яростного движения разбушевавшейся морской стихии.
Но живописец Главного морского штаба использовал в палитре и серебро, рисуя не гребни волны… а заснеженный лес.
Айвазовский изображает зимнюю природу. Это настоящая сказка. В центре картины – дорога. Она еще практически непокрыта снегом. Можно предположить, что это ранняя зима. По бокам дороги высятся деревья. Они уже успели принарядиться в зимние шубы. Снег лежит на каждой ветке и создает впечатление некого чуда.
Айвазовский настоящий мастер. С помощью умелого подбора цветов ему удается передать особую красоту зимы. Пушистый снег впечатляет. Он покрыл деревья целыми шапками, сотканными из миллионов снежинок. Если вы думаете, что для зимнего пейзажа необходим в основном белый цвет, то ошибаетесь.
Художник использует на своей картине оттенки белого, серого, голубого, розоватого и даже черного. В результате ему удается передать особое очарование природы и звенящую тишину. Его полотно невероятно живо. Кажется, еще мгновение, и мы почувствуем дуновение зимнего ветра и услышим шорохи леса.
В пору творческого расцвета – в 1850-е годы – Айвазовский, в то время уже всемирно признанный мастер, получает заказ на участие в международной выставке во Франции. Для русских павильонов Всемирной выставки в Париже в 1857 году он создаёт серию из четырёх пейзажных работ, символизирующих природные богатства России.
Работа «Зимний обоз в пути» отличается от других его произведений не только редкой для Айвазовского темой, но и яркой сюжетной направленностью.
Изображён суровый зимний пейзаж, по таёжному тракту движется меж высоких деревьев обоз лошадей с телегами, становится на стоянку у придорожной избы. Мужичок в тулупе направляется к обледенелому колодцу с «журавлём», сквозь снеговые облака едва пробиваются лучи солнца, голубые тени ложатся на искрящиеся сугробы
Картина входила в серию, символизирующую богатства России и представленную в пейзажах четырех времен года: «Караван золота» (минеральные богатства), «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы).
Необыкновенно эффектное по живописи полотно и другие произведения серии «Богатства России» принесли автору большой успех. Айвазовский был награждён французским орденом Почётного легиона.
Позже картина «Зимний обоз в пути» была приобретена М.К. Тенишевой на живописном аукционе и затем поступила в собрание Смоленского музея. Сегодня представленная в экспозиции Смоленской картинной галереи, она оказалась единственным полотном серии «Богатства России» Айвазовского, местонахождение которого установлено.
Эта работа всемирно известного художника-мариниста И. Айвазовского имеет три сюжетных составляющих: поразительную морскую мощь, потрясающую красоту вечной зимы и отвагу российских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева, открывших Антарктиду в ходе экспедиции в 1820-м году. Картина «Ледяные горы в Антарктиде» базируется на воспоминаниях адмирала Лазарева.
В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф.Беллинзгаузеном и М.П. Лазаревым, Айвазовский написал первую картину, изображающую полярные льды - Ледяные горы в Антарктиде.
Во время чествования Айвазовского по случаю пятидесятилетия его творчества П.П.Семенов-Тян-Шанский в своей речи сказал: "Русское географическое общество давно признало Вас, Иван Константинович, выдающимся географическим деятелем…"
И действительно, многие картины Айвазовского совмещают в себе художественные достоинства и большую познавательную ценность.
#русскаякультура #Рисунки #пейзажи #Литература #День_в_истории #Айвазовский #20декабря
Источники:
Википедия m.my.mail.ru/community/ ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3