Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
… Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …
— Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619
Об Иване Сусанине достоверно известно лишь то, что он действительно существовал. В 1619 году его зять Богдан Собинин получил за героический поступок тестя от царя Михаила Фёдоровича половину деревни и полное освобождение от налогов. Согласно жалованной грамоте, в конце 1613 года, когда новоизбранный царь Михаил находился в Костроме, в деревню Домнино, где жил Сусанин, ворвался польско-литовский отряд и начал мучить крестьянина, допытываясь у него, где находится царь. Под пытками Иван умер, так и не сказав ничего полякам. Версия о том, что житель глухой деревни мог просто не знать о месте пребывания монарха, даже не рассматривалась. Пробивной зять настоял, что его родственник отдал жизнь за спасение царя. Не отличавшийся большим умом Михаил растрогался и облагодетельствовал Собинина. Так возникла легенда об Иване Сусанине.
Вновь вспомнили о ней в Екатерининскую эпоху, а официальный канон эта история получила уже при Николае I. 45-летний крестьянин превратился в старика, его повысили сперва до сельского старосты, затем до боярского приказчика. Тогда же появилась версия, что Сусанин вызвался отвести поляков к царской ставке, а сам завел их в непроходимое болото, за что и был убит. История о крестьянине, ценою жизни спасшем государя, чудесно укладывалась в идеологическую концепцию «православие, самодержавие и народность». Кроме того, она пробуждала ненависть к полякам, что было особенно актуально во время польского восстания 1830 года.
В период царствования Николая I появились множество поэм, опер и картин, посвященных подвигу Сусанина. Все они почти не опирались на исторические факты, что дало основания историку Костомарову назвать официально возвеличиваемое событие анекдотом. Костомаров предполагал, что Сусанин стал жертвой одной из многочисленных воровских шаек, в смутное время шнырявших по всей стране. Убийцами вполне могли быть и русские преступники, которым не было никакого дела до поисков царя.
Легенду о Сусанине активно использовала и советская пропаганда. Правда, монархическую тему из неё тщательно вымарали, переименовав даже оперу Глинки «Жизнь за царя». Теперь Сусанин стал символом русского патриота, не пожалевшего себя ради спасения Отечества. При этом в быту Иваном Сусаниным называют чаще всего неопытного проводника, плохо знающего дорогу.
#русскаякультура #Книги #Чтение #Литература #Этот_день_в_истории #Сусанин #10декабря
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Основа конечно однозначно была, но время способствовало "обрастанию" подвига...