23 ноября 1922 года Александр Грин завершил в Петербурге написание фантастической феерии «Алые паруса», посвятив её своей жене Нине.
Александр Грин, настоящее имя Александр Степанович Гриневский (23 августа 1880 — 8 июля 1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около четырёхсот произведений.
Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название "Гринландия". В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг — романа "Бегущая по волнам" и феерии "Алые паруса".
"Алые паруса" — повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. Написана в 1916—1922 годах. В 1955 году в книге "Золотая роза" Константин Паустовский следующим образом оценил значение повести:
Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе "Алые паруса", то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.
Первые заметки, относящиеся к "Алым парусам", Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману "Бегущая по волнам" (1925) автор так описал первое появление замысла повести:
У меня есть "Алые паруса" — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.
Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде (как в рассказе "Крысолов"), затем автор решил перенести героев в свою "Гринландию". Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, черновики повести Грин всюду носил с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки.
После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё — комнату в "Доме искусств" на Невском проспекте, 15. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение — феерию "Алые паруса". Как вспоминал Всеволод Рождественский:
Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать.
В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький, часто читавший своим гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля. Предварительная работа над "Алыми парусами" была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.
Глава "Грэй" была напечатана в газете "Вечерний телеграф", № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине.
Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.
Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.
С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина и ввела ограничение на новые книги. 8 июля 1932 года от перенесенного голода и постоянного давления со стороны власти Александр умер.
Его жена осталась жить в Крыму.
Во время немецкой оккупации Крыма оставалась в Старом Крыму и после войны получила 10 лет лагерей за то, что осталась с тяжело больной матерью на временно оккупированной нацистами территории. Оккупационные власти использовали имя вдовы знаменитого писателя в своих пропагандистских целях. В дальнейшем была угнана на трудовые работы в Германию, дождалась освобождения, вернулась в Крым, была арестована, отбывала заключение в сталинских лагерях на Печоре, затем — в Астрахани.
Освободилась в 1956 году. После освобождения вернулась в Крым, после долгой борьбы вернула дом — последнее жилище Грина, приспособленный новыми хозяевами под хозяйственные нужды, добилась открытия музея писателя.
Нина Николаевна скончалась в Киеве 27 сентября 1970 года. В своём завещании она просила похоронить ее в семейной ограде между могилами её матери и мужа. Но власти Старого Крыма не разрешили выполнить волю покойной, и захоронение состоялось в другом месте. Спустя год, в ночь на 23 октября 1971 года, киевские друзья Н. Н. Грин — Ю. Первова и А. Верхман с помощниками тайно перезахоронили её, выполняя упомянутое выше завещание. Нина Николаевна полностью реабилитирована, за отсутствием состава преступления.
Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было пять месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой Ассоль на жизнь. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. И в один прекрасный день её мечта сбылась.
Повесть стала настолько популярной, что один за другим начали появляться фильмы. Среди них – лента Александра Птушко «Алые паруса» (1961 год), «Ассоль» Бориса Степанцева (1982 год), «Правдивая история об Алых парусах» режиссера Александра Стеколенко (2010 год). Постановки начали появляться и в театрах. Историю любви, написанную Грином, показали на сцене Большого театра, «Балтийского дома», РАМТа и многих других культурных заведений.
Предлагаем вспомнить лучшие цитаты из этого прекрасного произведения о любви.
1. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя.
2. Счастье сидело в ней пушистым котенком.
3. Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно – ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви…
4. Море и любовь не терпят педантов.
5. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила.
6. Мы любим сказки, но не верим в них.
7. «Э, Ассоль, говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого - то они не могут". - "Как это - уметь?" - "А вот так!" Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.
8. Я знаю, у всех мечты… Иначе нельзя.
9. Не знаю, сколько пройдёт лет, но однажды настанет день, когда расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там.
10. А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса.
11. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем.
12. Пусть кривляются паяцы искусства - я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи.
13. Полный тревожного внимания к тоскливости дня, он прожил его раздражительно и печально: его как бы позвал кто-то, но он забыл, кто и куда.
14. Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
15. В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое.
16. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море.
17. Лицо дня приобретает определенное выражение, но Грэй сегодня тщетно вглядывался в это лицо. В его смутных чертах светилось одно из тех чувств, каких много, но которым не дано имени. Как их ни называть, они останутся навсегда вне слов и даже понятий, подобные внушению аромата.
18. - Том, как ты женился?
- Я поймал ее за юбку, когда она хотела выскочить от меня в окно.
19. Всякое счастье утратит половину своих блестящих пёрышек, когда счастливец искренно спросит себя: рай ли оно?
#русскаякультура #Алые_паруса #Литература #День_в_истории #Грин #23ноября
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1