Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов (20 ноября 1927, с. Бергамак, Муромцевский район, Тарский округ, Сибирский край — 26 марта 2007, Москва) — советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, педагог, общественный деятель, автор книг. Герой Социалистического Труда (1986), народный артист СССР (1969), лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1975), премии президента Российской Федерации (1999) и кинопремии «Ника» (1999). Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России.
Результатом многолетней актёрской карьеры стали несколько десятков ролей на сцене и около 70 — в кино. Критик Валерий Кичин писал: «Это был актёр, которому подвластны любые краски — от высокой патетики до гротеска, от народной драмы до цирковой эксцентриады». Театр имени Е. Б. Вахтангова был для него неотделимой частью жизни, «вторым домом», без которого он себя не представлял. В нём он переиграл множество крупных исторических личностей (Иосифа Сталина, Марка Антония, Гая Юлия Цезаря, Ричарда III, Наполеона Бонапарта, Сергея Кирова, Понтия Пилата и, естественно, Владимира Ленина) и вымышленных персонажей знаковых пьес (Виктора в «Варшавской мелодии», Бригеллу в «Принцессе Турандот», Гулевого в «Конармии», Едигея в «И дольше века длится день»).
Диапазон киноролей актёра был невероятно широк и варьировался от «жёстких руководителей, сильных и волевых людей» до «трусливых „стукачей“ и исписавшихся драматургов». Образ военачальника Георгия Жукова, воплощённый им в «Освобождении» и других военных фильмах (порядка 20 лент), был признан критиками и зрителями самым запоминающимся в кинокарьере актёра. Среди других известных ролей Ульянова были Егор Трубников («Председатель»), Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы»), генерал Григорий Чарнота («Бег»), драматург Ким Есенин («Тема»), Сергей Абрикосов («Частная жизнь»), Он — бывший муж («Без свидетелей»), Иван Афонин («Ворошиловский стрелок»), «Отец» («Антикиллер»).
Как режиссёр он участвовал в съёмках «Братьев Карамазовых», самостоятельно поставил полнометражный кинофильм и не один театральный спектакль. В 1987 году стал художественным руководителем Вахтанговского театра и занимал этот пост до конца жизни. В качестве писателя был автором пяти книг о себе и своей профессии. За свою деятельность был удостоен многих наград и регалий, получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля (1983).
Михаил Александрович Ульянов ушёл из жизни вечером 26 марта 2007 года в одной из больниц Москвы. Причиной смерти стали серьёзные проблемы с почками, развившиеся на терминальной стадии онкологического заболевания. 29 марта актёр похоронен на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями, за организацию которых выступили московские ветераны Великой Отечественной войны. Имя актёра носят арктический танкер и Омский государственный Северный драматический театр в городе Тара, рядом с которым в 2012 году ему был установлен памятник.
⚡Как «маршал советского кино» Михаил Ульянов полвека был подневольным мужем и нянькой
До 20 раз сыграл легендарного Жукова народный артист СССР Михаил Ульянов. В истории кинематографа он так и остался, прежде всего, «маршалом советского кино». Вживаясь в сложный и мощный образ полководца, Ульянов общался с видными военачальниками, прочитал тонны книг о Жукове, пересмотрел десятки часов кинохроники. После выхода на экраны «Ворошиловского стрелка» Михаил Александрович раскрылся с еще одной стороны, став едва ли не национальным героем. А в настоящей жизни им управляла любовь. Она же привела его в кино.
Как любовь привела робкого парнишку в кинематограф: влюбленный в музу
На экраны самых популярных советских фильмов Михаил Ульянов пришел благодаря любви к актрисе Алле Парфаньяк. Несколько десятков раз неотрывно просмотрел простой сибирский парнишка фильм «Небесный тихоход» со своей музой в главной роли. Юный Миша посещал драмкружок, частенько выступая на любительской сцене. Руководитель самодеятельности как-то сказал подопечному, что ему стоит попробовать свои силы в областном центре. Паренек послушался и поехал поступать в Омскую театральную студию. Старательно репетируя свои реплики, он даже сорвал голос накануне проб. Тогда-то и обзавелся на всю оставшуюся жизнь характерным сипловатым тембром.
Окончательно влюбившись в кинодиву Марфаньяк, решил идти дальше и покорять Москву. Но экзамены во все театральные вузы были провалены. Не зная как быть, по совету товарища отправился в последнюю инстанцию – Щукинское училище. И Ульянова взяли! Студенческая жизнь хоть и была голодной, но безумно интересной. Ульянов почувствовал себя баловнем судьбы. После окончания курса самые талантливые выпускники попали в Театр им.Вахтангова. В их числе оказался и Михаил, продолжавший видеть в ночных сновидениях Аллу.
Как Ульянов умудрился обратить на себя внимание театральной примы
Когда Михаил явился в Театр им. Е. Вахтангова, Парфаньяк уже блистала на тамошней сцене. Прима была старше Ульянова на 3 года и виделась ему, малообразованному деревенскому простаку, недосягаемой царицей. Еще вчера он боготворил экранный образ из «Небесного тихохода», а теперь работал со своей музой бок о бок.
Алла Парфаньяк состояла на тот момент в браке и воспитывала с мужем сына. В успешным и состоятельным красавцем Николаем Крючковым она познакомилась на съемках. Молодая актриса с первого взгляда влюбилась в видного мужчину. После того, как Крючков оставил предыдущую супругу, он женился на Алле. С появлением ребенка отношения супругов утратили былую яркость. Алла перестала интересовать мужа, разочаровываясь в браке с каждым новым его романом. Семья дала трещину, и тут свою роль сыграл Ульянов. Еще до официального расторжения брака за Аллой решили ухаживать сразу два мужчины – знаменитый и перспективный Марк Бернес и никому не известный, нищий Михаил Ульянов. Привыкшая к красивой жизни Алла по логике должна была сделать выбор в пользу первого претендента. Но успешная актриса оказалась в первую очередь мамой. Основным приоритетом после развода для нее стал сын, поэтому и ко всем желающим с ней общаться она предъявляла главный критерий – искреннюю дружбу с Колей.
Первое свидание Аллы и Михаила состоялось на лыжах – ну не мог себе бедный актер позволить большего, а удивить даму хотелось. И она впечатлилась! Пара начала встречаться. Так сложилось, что Ульянов быстро привязался к мальчику, и реакция Аллы не заставила себя ждать. Актеры поженились, доказав мудрость своего решения полувековым браком.
Спустя год после свадьбы у молодоженов родилась дочь Лена. После появления на свет первого сына Алла наотрез отказалась от съёмок на киноплощадке, а теперь приняла решение оставить и театр. Отныне на первом месте стояла семья.
Ульянов имел одно, но серьезное пристрастие – алкоголь. Эта пагубная привычка доставляла Алле множество хлопот. Молодой и крепкий муж мог настолько увлечься очередной пьяной гулянкой, что бесследно пропадал на сутки. Друзья семьи не раз вспоминали, когда неприступная и строгая Парфаньяк носилась по всей Москве, разыскивая мужа. А когда все же находила, он сбивчиво, но довольно бормотал: «Значит любишь!».
И она ведь любила. Расставшись с блестящей карьерой, ни разу не приревновала мужа к его успехам. Хоть и могла повысить голос, но все же относилась к нему с теплом и уважением. Дочка росла в атмосфере любви и заботы, ощущая на себе безмерную привязанность отца. А друзья актеров шутили, что суровый маршал Жуков-Ульянов был таким лишь на экране, а в домашней жизни являлся исполнителем приказов обожаемой Аллочки.
Жили долго и счастливо и умерли в один год
Парфаньяк удалось справиться с вредной привычкой мужа. Однажды она раз и навсегда решила вопрос с алкоголем, правдоподобно угрожая самоубийством. Придя домой навеселе, Михаил застал жену на подоконнике и нисколько не засомневался в ее намерениях. Перепугавшись не на шутку, он решил завязать. Увлекся воспитанием дочери, работой и утешился благодарностью любящей жены. Перестав пропадать на гулянках, Ульянов превратился в самого заботливого отца. Он даже отлучался с работы, чтобы занести в школу запасные ботинки для малышки, если на улице начинался дождь. Когда ребенок подрос, он ни разу не лег спать до возвращения Леночки домой. Причем Алла давно могла видеть десятый сон, полностью рассчитывая на бдительность мужа. Рядом с интеллигентной, манерной и тонко чувствующей женой Михаил перестал быть простеньким омским пареньком.
Облагороженный ее влиянием, он превратился в мужественного, стильного и представительного мужчину. А его любовь к Алле перестала знать какие-либо границы. Ради нее он был готов на все. Он поддерживал жену в любых ее начинаниях: будь то благоустройство дачного участка или коллекционирование антикварной мебели, которую Ульянов таскал с помоек на собственных плечах. Супруги не растратили свои чувства за полвека прочного семейного счастья. Когда Михаил Александрович серьезно заболел, Алла преданно и бережно за ним ухаживала. После его смерти она смогла прожить лишь два месяца.
✨ Михаил Ульянов о культуре
«Культура... Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и так далее.Я знаю очень много начитанных людей, но таких мерзавцев, не приведи Господи. И напротив, сколько встретил я, особенно когда снимался в фильме „Председатель“, в деревне темных старух — благороднейших, человечнейших, интеллигентнейших, если вложить в это слово то понятие, что человек думает прежде всего не о себе, а о стоящих рядом, о других. У них был и такт, и добро, хотя жизнь у них всех сложилась сумасшедше тяжелая. Особенно после войны, когда в колхозах все было разрушено, разграблено, сожжено.
Говоря „культура“, я имею в виду культуру не начитанности, не наслышанности музыкой, не „навиданности“ изобразительным искусством — это все лишь часть культуры, если можно так выразиться, ее надстройка, а собственно культура, база ее — это уменье жить, не мешая другим, это уменье приносить пользу, не требуя за то златых венков. Это уменье свою жизнь прожить разумно, не наказав никого, не испортив никому жизнь, — вот что такое, мне кажется, культура, личностная основа культуры. И, наверное, еще подчинение традициям, законам, вере».
(с) Михаил Ульянов. «Возвращаясь к самому себе»
#русскаякультура #Театр #Кино #Литература #День_в_истории #Ульянов #20ноября
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9