Зинаи́да Никола́евна Ги́ппиус (по мужу Мережко́вская; 8 (20) ноября 1869, Белёв, Российская империя — 9 сентября 1945, Париж, Франция) — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Вершительница судеб: Как благодаря Зинаиде Гиппиус получали путёвку в жизнь известные русские литераторы Серебряного века
Возможно, не было в русском литературном обществе Серебряного века фигуры более противоречивой, чем Зинаида Гиппиус. Её считали одной из самых красивых и умных женщин эпохи, её одновременно воспевали и оскорбляли, поклонялись ей и опасались её острого языка. Поэтессу называли ведьмой и сильфидой, но наиболее известным прозвищем стало «сатанесса». Она могла нещадно критиковать писателей и поэтов, но заслужившие одобрение Зинаиды Гиппиус вполне могли рассчитывать на её покровительство.
Замужество как пропуск в литературный мир
Зинаида Гиппиус с детства писала стихи и всерьёз планировала заниматься литературной деятельностью. Из-за службы отца семье часто приходилось переезжать с места на место, поэтому девочка не могла полноценно учиться, однако восполняла пробелы в знаниях с гувернантками.
Ей было всего 19 лет, когда она летом 1888 года в Боржоми познакомилась с Дмитрием Мережковским и всерьёз ним увлеклась. Молодой поэт, успевший к тому времени издать свою первую книгу стихов, казался ей не похожим ни на кого из её поклонников. Он был умён, а ещё отличался серьёзностью и некоторой мрачностью, которой ей так не хватало в других мужчинах. Уже в январе Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский обвенчались в Тифлисе, где жила невеста с матерью и сестрами.
После бракосочетания супруги переехали в Петербург, где молодая поэтесса и писательница не только вошла в литературный круг благодаря супругу, но и сразу же проявила себя как беспощадного критика.
Литературный салон
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский организовали литературный салон, куда допускались лишь те писатели и поэты, которые прошли собеседование. Вела его лично Зинаида Николаевна, а «соискатели» часто волновались перед этой судьбоносной встречей с Гиппиус сильнее, чем накануне экзамена.
Начинающих литераторов понять несложно: если литератору удавалось понравиться «сатанессе», то его популярность сразу возрастала. Мерило же для допуска в литературный салон было лишь одно: качество написанного. Зинаида Гиппиус предъявляла очень высокие требования к литературному творчеству. Однако заслуживший одобрение поэт или писатель смело мог рассчитывать на популярность у массового читателя.
Зинаида Гиппиус стала своеобразной «крёстной мамой» известных русских литераторов.
Александр Блок
С творчеством Александра Блока Зинаида Гиппиус познакомилась благодаря подруге, поинтересовавшейся у поэтессы, слышала ли она о молодом поэте, недавно появившемся в Петербурге. Гиппиус прочла предложенные ей стихи и нашла в них определённую изюминку, хотя и не преминула отметить некую косноязычность произведений.
Когда же Блок лично явился к Зинаиде Гиппиус, та приняла его благосклонно, завязалось довольно тесное общение. Вскоре Зинаида Гиппиус стала сотрудничать с журналом «Новый путь» в качестве соредактора и критика. Благодаря её протекции стихи Блока были приняты в печать. Позже поэт стал регулярно печатать в «Новом пути» свои статьи и рецензии. Благодаря дружбе с Гиппиус и Мережковским, Александр Блок довольно быстро стал частью литературного общества Петербурга.
Сергей Есенин
Познакомившись с Сергеем Есениным, Александр Блок рекомендовал его Зинаиде Гиппиус. Молодой поэт произвёл на Гиппиус положительное впечатление благодаря своей скромности и ненавязчивости. Стихи читал, только когда его об этом просили, вёл себя тактично и сдержано.
Зинаида Гиппиус не только одобрила вхождение Есенина в литературный кружок, но и сочла нужным опубликовать рецензию на его стихи под именем Алексея Крайнего. Это имя вызывало у множества литераторов настоящий страх, ибо вымышленный критик мог легко разнести в пух и прах любое произведение. Но Сергей Есенин был удостоен похвалы, тем самым обрёл свою первую популярность. Этого было достаточно для того, чтобы к молодому поэту издатели стали относиться благосклонно. Есенин, правда, в литературном салоне не задержался, отправившись в свободное творческие плавание.
Осип Мандельштам
А вот к Мандельштаму поэтесса изначально испытывала необъяснимую неприязнь. Он просил у неё протекции перед Валерием Брюсовым, но получил отказ вначале у Мережковского, а после и у Гиппиус. Однако Зинаида Николаевна с произведениями Мандельштама познакомилась, сочла их весьма неплохими и послала для ознакомления Брюсову.
В дальнейшем Зинаида Гиппиус следила за творчеством поэта и даже сожалела о своем слишком резком отказе. При этом Мережковский сохранил неприязнь к Осипу Эмильевичу, а вот Зинаида Гиппиус отзывалась о нём в литературных кругах всегда благосклонно, что, несомненно, способствовало его карьере.
Впрочем, бывали случаи, когда Зинаида Гиппиус ошибалась в своих оценках. Несмотря на её резкие высказывания в адрес Набокова или Бальмонта, они нашли свой путь в литературе.
Поэзия Гиппиус.
Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус: стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике», — «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете…») и «Посвящение» (со строками: «Люблю я себя, как Бога») сразу получили скандальную известность. «Стихи её — это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чём не успокаивающегося», — отмечал позже один из критиков. Некоторое время спустя Гиппиус, по её выражению, «отреклась от декадентства» и всецело приняла идеи Мережковского, прежде всего художественные, став одной из центральных фигур нарождавшегося русского символизма, однако сложившиеся стереотипы («декадентская мадонна», «сатанесса», «белая дьяволица» и др.) преследовали её в течение многих лет.
Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя» и творила их, по собственным словам, «словно молитву». «Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда — молитва. Бог создал нас с этой потребностью. Каждый человек, осознает он это или нет, стремится к молитве. Поэзия вообще, стихосложение в частности, словесная музыка — это лишь одна из форм, которую принимает в нашей Душе молитва. Поэзия, как определил её Баратынский, — „есть полное ощущение данной минуты“» — писала поэтесса в эссе «Необходимое о стихах».
Одной из самых значимых фигур в русской поэзии для Гиппиус был Александр Блок.
Во многом именно «молитвенность» давала повод критикам для нападок: утверждалось, в частности, что, обращаясь к Всевышнему (под именами Он, Невидимый, Третий), Гиппиус устанавливала с ним «свои, прямые и равные, кощунственные отношения», постулируя «не только любовь к Богу, но и к себе». Для широкой литературной общественности имя Гиппиус стало символом декаданса — особенно после публикации «Посвящения» (1895), стихотворения, содержавшего вызывающую строку: «Люблю я себя, как Бога». Отмечалось, что Гиппиус, во многом сама провоцируя общественность, тщательно продумывала своё социальное и литературное поведение, сводившееся к смене нескольких ролей, и умело внедряла искусственно формировавшийся образ в общественное сознание. На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года она представала перед публикой — сначала пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей «крест чувственности» (как сказано в её дневнике 1893 года); затем — противницей «учащей Церкви», утверждавшей, что «грех только один — самоумаление» (дневник 1901), поборник революции духа, осуществляемой наперекор «стадной общественности». «Преступность» и «запретность» в творчестве и образе (согласно популярному штампу) «декадентской мадонны» особенно живо обсуждались современниками: считалось, что в Гиппиус уживались «демоническое, взрывное начало, тяга к богохульству, вызов покою налаженного быта, духовной покорности и смирению», причём поэтесса, «кокетничая своим демонизмом» и чувствуя себя центром символистского быта, и его, и саму жизнь «воспринимала как необыкновенный эксперимент по преображению реальности».
«Собрание стихов. 1889—1903», вышедшее в 1904 году, стало крупным событием в жизни русской поэзии. Откликаясь на книгу, И. Анненский писал, что в творчестве Гиппиус сконцентрирована «вся пятнадцатилетняя история <русского> лирического модернизма», отметив как основную тему её стихов «мучительное качание маятника в сердце». В. Я. Брюсов, другой пылкий поклонник поэтического творчества Гиппиус, особо отмечал «непобедимую правдивость», с какой поэтесса фиксировала различные эмоциональные состояния и жизнь своей «пленённой души». Впрочем, сама Гиппиус более чем критически оценивала роль своей поэзии в формировании общественного вкуса и влиянии на мировоззрение современников. Уже несколько лет спустя в предисловии к переизданию первого сборника она писала: " Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!"
Стихотворение Зинаиды Гиппиус о том, что всё будет хорошо
Всё кругом
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
1904
СПБ
#русскаякультура #Стихи #Чтение #Литература #День_в_истории #Гиппиус #20ноября
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев