А́лла Ильи́нична (Исаа́ковна) Су́рикова (род. 6 ноября 1940, Киев) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог.
Народная артистка Российской Федерации (2000). Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (2009). Член Союза кинематографистов РФ.
Алле Суриковой достаточно было снять «Человек с бульвара Капуцинов» и «Ищите женщину», чтобы навсегда войти в историю отечественного кинематографа. А ведь были ещё «Суета сует», «Московские каникулы», документальный цикл «Провинциальные музеи России», «Дети понедельника» и другие замечательные проекты. Она упорно шла к своей мечте о режиссуре, продираясь сквозь тернии к звёздам, честно платила по своим личным счетам, но всё же один долг она считает незакрытым.
Тернистый путь
Её родители были музыкальны и артистичны, но прямого отношения к искусству не имели, отец был инженером, мама – врачом. Зато родной дядя Леонид Лазаревич #Ясиновский – народный артист СССР, актёр и театральный режиссёр. Кажется, именно от него и заразилась Алла вирусом творчества. А семья стала для неё неиссякаемым источником шуток, как напишет позже она сама: «Улыбка была украшением фамильного герба…»
После окончания школы документы она подала за компанию с подружкой в Киевский институт лёгкой промышленности. Правда, с треском провалилась и в результате устроилась на авиазавод слесарем-сборщиком, откуда её уволили за чрезмерную разговорчивость и стремление «достучаться до небес» в поисках справедливости.
Зато спустя год она поступила на филфак Фрунзенского университета, где во время студенческих капустников и поэтических перепалок укрепилось в ней желание создавать что-то своё. Позже Алла Сурикова перевелась в Киев, поближе к родителям, и вечерами постигала основы русского языка и литературы, а занималась математической лингвистикой у профессора Льва Калужнина.
Между получением диплома о высшем образовании и приходом в кино она успела побывать замужем, родить дочь Киру и развестись. А потом пришла работать редактором на телевидение, попыталась поступить в магистратуру ВГИКа, провалилась на экзамене по кинодраматургии и устроилась на киностудию Довженко ассистентом режиссёра.
Вот тогда она стала всерьёз задумываться о режиссуре. Алла Сурикова долго присматривалась, взвешивала все «за» и «против». Но окончательно определиться ей помогла встреча с Михаилом Маклярским, директором Высших курсов сценаристов и режиссёров.
Именно он долго и довольно убедительно рассказывал Алле Суриковой о том, что режиссура – дело совсем не женское, говорил, как трудно ей будет пробиться в этом жестоком мире и насколько быстро она испортит себе жизнь. Она же, в ответ на все его довольно уверенные слова, заявила твёрдо о своём намерении поступать.
Смех, оказавший помощь в поступлении
Она подала документы на Высшие курсы сценаристов и режиссёров и попала в ту группу, которая сдавала экзамен не Маклярскому, а Данелии, художественному руководителю курсов. И ей дали возможность самой выбрать вопрос, на который она хотела бы ответить. Алла Сурикова в ответ предложила рассмешить комиссию. И стала читать стихи о том, как они с дочкой Кирой играли в «дочки-матери», правда, поменялись при этом ролями.
А после они разыгрывали по её режиссерской разработке сцену о мальчике Пепе из «Сказок об Италии» Максима Горького. Знаменитые режиссёры делали вид, будто они бросаются яблоками, несут на голове корзину, наполненную ароматными плодами. Хохот стоял на всю аудиторию, и Аллу Сурикову приняли!
Защитив диплом на курсах, она пришла работать на «Мосфильм» в объединение комедийных и музыкальных фильмов под руководством Георгия Данелии. Она хотела снимать кино и готовилась запустить свою первую полнометражную картину «Суета сует».
Неоплатный долг
Если бы не вмешательство Георгия Данелии, кажется, с ней даже никто не стал бы разговаривать, и Алла #Сурикова никогда бы не сняла фильм о личной жизни директора ЗАГСа, у которой разваливалась своя семья. #Данелия взял всю ответственность на себя, и ему никто не смог сказать ничего против. После запуска картины в производство Аллу Сурикову едва не убрали с проекта из-за написанной на неё кляузы директору «Мосфильма». Снова её отстоял Данелия. Он же встал на защиту кандидатуры на роль главного героя Фрунзика Мкртчяна.
Почему-то неофициально запрещалось снимать в образах персонажей, совершавших неблаговидные поступки (а герой Мкртчяна изменил по сценарию жене), не русских актёров. Казалось, всё было против того, чтобы Алла Сурикова сняла этот фильм. Но Георгий Данелия помогал ей везде и во всём. По сути, он помог ей выстоять в этой борьбе за картину. Она сама по себе мягкая, обидчивая и ранимая, но в борьбе за своё творческое детище с тех пор всегда готова идти до конца.
Алла Сурикова считает, что до сих пор не отблагодарила в полной мере Мастера, сделавшего для неё в жизни так много. Но она теперь преподаёт на тех самых курсах, где когда-то училась сама, и отдаёт этот долг своим ученикам. Не только мастерством, знаниями и силами. Она вкладывает в них самое главное – свою любовь. И, по мере сил, даёт путёвку в профессиональную жизнь: помогает устроиться на работу, запустить фильм, поддержать в трудную минуту. Не зря студенты Аллы Суриковой называют себя Сурикатами, а её саму – Ма-мастером. И утверждают, что бывших студентов у Суриковой просто не бывает.
#русскаякультура #Кино #Чтение #Литература #День_в_истории #Сурикова #6ноября
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5