Главный храм станицы Старочеркасской.
Известно, что до 1652 года на Дону вообще не было церквей. В исторических актах первой половины XVII века упоминаются только наличие часовень : в первой столице казачества городке Раздоры, в Черкасске и Монастырском городке.
И только в 1652 году в Черкесске была построена первая деревянная соборная церковь во имя Воскресения Христова. Она имела четыре предела: Благовещенский, Предтеченский, Алексеевский и Николая Чудотворца.
Однако в 1670 году собор сгорел. Казаки заново отстроили его, но пожаром 1987 года церковь была вновь уничтожена. В связи с чем, казаки, в очередное посещение их края Петром Первым попросили «Царя батюшку» оказать им помочь в строительстве каменного собора.
Историкам известно, что в 1688 году из Москвы в Черкасск именно для этой цели были посланы деньги, церковная утварь и книги. В 1706 году изготовлен проект церкви. Кто именно являлся архитектором собора до сих пор неизвестно. Есть предположение, что им мог быть архитектор Иосиф Дмитриевич Старов.
В 1709 году, Петр I, находясь в Черкасске, собственными руками положил на алтарной стене несколько камней и залил их известью. Поэтому строительство этого храма прочно связано с именем Петра I, который желал угодить казакам, поскольку вел активную политику подчинения казачества правительству России.
Имеется мнение, что Черкасский храм было поручено возводить Московским мастерам, которые при строительстве использовали приемы так называемого «украинского Барокко». В 1716 году строительные работы были закончены.
Однако радость окончания строительства храма была омрачена смертью одного из подмастерьев С. Кондратьева, который при заключительных работах под центральным куполом, сорвался вниз. Смерть в неосвященном храме истолковали как дурной знак. Казакам пришлось посылать в Москву делегацию за повторной благословенной грамотой. Но и после этого, освещение храма оттягивалось, поскольку на Дону отсутствовал штат священнослужителей. Собор был освещен только 2 февраля 1719 года.
Казачий храм построен в стиле характерном для русской культуры архитектуры XVП века. На мощном подвале-подклете установлено девяти лепестковое здание. Пять башен, установлены в виде креста, три по главной оси запад-восток и четыре малых башни, поставлены диагонально к центральному объему.
Весь храм опоясывает двухярусное крытое гульбище-галерея. Что представляет собой сложную вариацию русского деревянного зодчества, получившего распространение на юге России и Украины. Простое оформление в виде полуколонн украшает и облегчает суровую мощь стен собора. Купола храма – луковичные, которые венчают девять, покрытых сусальным золотом, крестов различной формы и высоты.
Интересна и такая деталь, что церковь имела слева и справа два отдельных входа (правый сохранился). Правый вход был предназначен для казаков мужчин, а левый для - казачек.
Внутри храм выбелен простой аскетичной побелкой, без настенных росписей. Однако наверняка это была задумка архитектора, который хотел предать особый помпезный вид Золоченному резному иконостасу, выполненному в необычной форме.
Золоченый резной иконостас Воскресенского собора представляет собой выпуклые вертикальные колонки, покрытые орнаментной резьбой с изображением причудливого переплетения виноградных лоз, которые уходят ввысь, разграничивая иконы мастеров XVIII века. Иконостас собора пятиярусный, трехперьевой. Его высота равняется 19 м, ширина – 23 м.
В нем в строгой иерархической последовательности расположено 149 икон. Из них более сорока икон выполнены известным московским иконописцем Егоргия Ивановичем Греком (две работы Егоргия Грека как ценные реликвии хранятся в Русском музее Петербурга). Другие иконы и алтарь, как свидетельствуют сохранившиеся подписи на них, расписаны бывшим послушником Киево-Печерской Лавры, а затем диаконом собора Филиппом Симановичем.
Вход в алтарь выполнен в виде трех дверей, изготовленных из чистого серебра, пожертвованного казаками. Пол собора устлан чугунными плитами. На трех плитах, положенных в XIX веке, имеются сведения о посещении собора в разное время Александром I, его братом великим князем Михаилом Павловичем и сыном Александра II великим князем Николаем.
Живым украшением храма являются хоры собора и живопись на них. Хоры, выполнены в виде деревянных балконов с балюстрадой, опирающейся на сплошной вогнутый деревянный кронштейн, украшенный карнизами.
Живопись хоров расположена на горизонтально стыкованных досках и состоит из ряда композиций с Библейскими сюжетами. Всего композиций 35. Каждая композиция обрамлена живописным орнаментом красного и охристого цветов. Высота композиции вместе с карнизами - 135 сантиметров, общая протяженность - 55 метров. Эта роспись хоров изготовлена неизвестными мастерами. Имеется предположение, что мастера иностранцы (возможно итальянцы), поскольку некоторые сюжеты напоминают католических формат. Но самое важное, что аналогичных хоров с такой живописью в России больше не встретишь.
Перед иконостасом, на мощных цепях, висят три бронзовые паникадила XVIII века, выполненные в стиле Борокко и покрытые серебром.
Также следует отметить, что эта церковь «холодная», то есть без предусмотренного отопления. Службы в ней были нечастые, а точнее только по религиозным праздникам. Поддержание нужной температуры осуществлялось изначально задуманной сложной системой вентиляционных каналов в толстых стенах: летом они хранят прохладу, а зимой тепло.
До 1917 года Собор был богат драгоценностями. По данным соборного священника Г. Левицкого, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра, 8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства по приказу атамана А. П. Богаевского была вывезена за границу. Оставшееся было разграблено различными "реквизиционными" командами в 20-годы.
В храме, справа перед западным входом, имеется и такая достопримечательность как цепь, на которой был прикован Степан Разин (имеется памятная табличка). Почему Степана Разина содержали с церковном притворе, да еще закованного «освященной» цепью имеется легенда. Тюремщики надеялись, «что только святыня уничтожит его волшебство». Для чего в стене церкви вставлена мраморная плита с могилы крестного отца Степана Разина – войскового атамана Корнилия Яковлева, остается загадкой.
В настоящее время Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христов является действующим храмом. Его торжественное освящение, после реставрации, состоялось 16 апреля 1990 года.
На одной площади с Воскресенским войсковым собором стоит типичная для второй половины XVП века, Московская шатровая, восьмигранная Колокольня, поставленная на четверике, приблизительно с 1725 по 1730 годы. Однако имеется и изъян, эта колокольня лишена той пропорциональности, которая свойственна церквям Москвы. А именно, по сравнению с восьмиугольной башней и основанием колокольни, шатровый верх крайне мал.
Площадь на которой «посажены» и Воскресенский войсковой собор и Колокольня являлась и является по сей день, главной площадью Черкасска и названа Майданом. Поскольку именно на майдане столетиями собирались казаки для обсуждения насущных вопросов, выборов атаманов и приведения наказаний провинившихся к исполнению.
На майдане из «покон веков», как напоминание о былых победах казаков, хранятся пушки и многотонные ворота от Азовской крепости. Которую в свое время казаки «отбили» у турков и обороняли на протяжении пяти лет (знаменитое «азовское сидение» донских казаков).
Эти культовые сооружения Черкасска, и Собор и Колокольня размещены на майдане таким образом, чтобы подчеркнуть художественную выразительность главной площади, что характерно для русского кремля XVI-XVII веков.
Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова, до переноса столицы казачества в город Новочеркасск, оставался главным храмом всей области Войска Донского. А сейчас он считается не только самой старой сохранившейся церковью на Дону, но и самым древним храмом на Юге России.
Весь этот архитектурный ансамбль, сохранивший особый казачий дух до наших дней, обладает необычной силой эмоционального воздействия на путешественников, прибывающих в станицу Старочеркасск из разных частей не только нашей страны, но из за рубежа.
Автор Страти*
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев