»
БЕЛО-СИНИЙ СИМВОЛ ЧЕСТИ РУССКИХ МОРЯКОВ - АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ.
Спросите любого российского военного моряка о том, какие два самых главных цвета ассоциируются у него с флотом, — и услышите в ответ: синий и белый. И совершенно закономерно. Именно таковы цвета одного из самых знаменитых военно-морских флагов в мире — отечественного Андреевского флага.
11 декабря ** в России отмечается праздник в его честь: в этот день в 1699 году Петр Первый утвердил знаменитый косой синий крест на белом фоне в качестве символа отечественного военного флота.
** /Указ Петром был подписан 1 декабря 1699 года по старому стилю. Из-за разночтения в датах в некоторых источниках Днем Андреевского флага считается 10 декабря/.
Под Андреевским флагом суда Российского Императорского флота ходили на протяжении двух с лишним веков: с 1699 по 1924 год. Это полотнище осенило самые знаменитые морские баталии, составившие славу русских моряков: Гогландскую и Гангутскую, Синопскую и Чесменскую, Хиосскую и Цусимскую. Под этим флагом шли в бой, не заботясь о числе кораблей противника, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», парусный корабль «Орёл» и миноносец «Стерегущий». Синий косой крест на белом фоне осенял собой берега Антарктиды, принесённый туда шлюпами «Восток» и «Мирный», путешествовал вокруг земного шара на фрегате «Паллада» и корвете «Витязь». И всегда оставался символом беззаветного служения русских моряков Родине.
КРЕСТ, ОСЕНИВШИЙ РУССКИЙ ФЛОТ.
Существует красивая легенда о том, как именно первый российский император Петр Алексеевич придумал рисунок Андреевского флага. Дескать, засидевшись допоздна над эскизами военно-морского флага для только-только нарождавшегося русского флота, царь задремал прямо за столом. А проснувшись поутру, внезапно увидел косой синий крест, упавший на белый лист перед его лицом. Так причудливо преломился и лёг на бумагу солнечный свет, прошедший через цветной витраж на окне царского кабинета…
Увы, в реальности всё это вряд ли могло произойти именно так. Первый эскиз, на котором появился косой Андреевский крест, нарисован был в 1692 году одновременно с другим — классическим бело-сине-красным. На фоне такого же триколора был впервые изображен государем и косой синий крест, что вряд ли могло стать результатом удачной игры света и тени.
Окончательно же Андреевский флаг утвердился в качестве главного военно-морского флага России в 1712 году, когда Петр I подписал высочайший указ о его повсеместном использовании: «флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».
Есть и еще одна причина, по которой Петр Первый выбрал Андреевский крест в качестве символа русского военного флота. В 1703 году русские заняли остров Котлин, и таким образом исполнилась заветная мечта первого российского императора — выход в Балтийское море. Оно стало четвёртым для России морем, на котором империя утвердила свое владычество: вместе с Каспийским, Азовским и Белым. И, таким образом, четырёхконечный Андреевский крест получил совершенно новое значение для России.
УМЕРЕТЬ НА ПОСТУ У ФЛАГА.
«Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота», — сказано в «Уставе морском о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», - собственноручно написанном Петром I. Требование это неукоснительно соблюдалось на русском флоте, и не было для российских моряков бесчестья страшнее, чем спустить флаг перед лицом неприятеля.
Чтобы никто не мог в одиночку решиться на такое безумие, кормовой Андреевский флаг — а именно он считался и считается главным на кораблях русского флота — всегда охранялся вооружённым часовым. Достаточно сказать, что такой же строгой охраной обеспечивалась на парусных судах еще только крюйт-камера, то есть корабельное хранилище пороха и ядер.
В книге российского историка военного флота Николая Манвелова «Обычаи и традиции Российского Императорского флота» приводится несколько удивительных фактов того, как моряки, охранявшие флаг, не покидали свои посты до прихода нового часового даже после тяжелейших ранений.
Например, пишет автор, «в ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года часовой у кормового флага броненосного крейсера "Баян" Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, однако пост не покинул. Сменили его только после боя — офицеры заметили, что унтер стоит в крайне неестественной позе. Одним из последних покинул свой корабль в корейском порту Чемульпо (современный Ичхон) и часовой у знамени крейсера "Варяг". Боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом — осколками посекло голландку и брюки, разбило приклад винтовки и разорвало сапог. При этом сам унтер получил лишь легкое ранение в ногу. Часовой у флага на грот-мачте броненосного крейсера "Россия" в бою с японскими кораблями в Корейском проливе 1 августа 1904 года временно покинул пост только по требованию старшего офицера крейсера. К тому моменту он был неоднократно ранен и истекал кровью. Нетрудно догадаться, что на своё место он вернулся сразу после перевязки».
КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»
И надо признать, что от мысли спустить флаг перед неприятелем русских моряков удерживал вовсе не «штраф лишения живота», а твердая убежденность в том, что этот поступок не может быть оправдан. Недаром же за всю историю русского флота известны лишь два случая, когда корабли всё-таки решились на спуск флага — но, как ни удивительно, никто из офицеров и матросов не был наказан за это смертью. Вероятно, потому, что жить с клеймом клятвопреступника и труса было гораздо большим наказанием, чем расстаться с жизнью.
«Дабы в последующем трусов для русского флота не плодить».
Первый случай произошел в мае 1829 года, когда командир фрегата «Рафаил» капитан II ранга Семён Стройников, чтобы спасти свою команду от неминуемой смерти, спустил Андреевский флаг перед превосходящей его числом турецкой эскадрой. Захваченный корабль вошёл в состав турецкого флота и через 24 года во время Синопского сражения был сожжён русской эскадрой — как того и требовал царский указ, навсегда вычеркнувший имя «Рафаил» из списка кораблей русского флота. А обесчещенный экипаж попал в плен и после окончания войны вернулся на родину, где в почти полном составе — от капитана до последнего трюмного, за исключением одного мичмана, возразившего командиру! — был разжалован в матросы. Кроме того, император Николай I своим личным указом запретил бывшему командиру фрегата жениться, «дабы в последующем трусов для русского флота не плодить». Правда, эта мера опоздала: к тому времени у Стройникова уже были два сына — Николай и Александр, и позор отца не помешал им стать морскими офицерами и дослужиться до званий контр-адмиралов.
ДВА СВЯТЫХ НА ОДНОМ ФЛАГЕ.
5 (17) июня 1819 года императорским указом Александра I был утвержден Георгиевский Андреевский флаг, где поверх Андреевского креста был изображен красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Так на одном флаге появились символы сразу двух святых, особо почитаемых в России: святого Георгия и святого апостола Андрея.
Второй случай спуска Андреевского флага зафиксирован уже в царствование последнего самодержца всероссийского Николая II. На второй день Цусимского сражения сразу пять кораблей русского флота решились на бесчестье, чтобы спасти жизнь 2280 русских моряков. Как пишет автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота», тогда «японскому флоту под командованием адмирала Хэйхатиро Того сдались два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и миноносец, на борту которого находился тяжело раненый командующий 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал Зиновий Рожественский.
На удивление современников, с адмиралами сдавшихся боевых судов поступили весьма мягко. Командующий 3-м боевым отрядом эскадры контр-адмирал Николай Небогатов был сначала лишен чинов и наград, а затем, в 1906 году, приговорён к смертной казни, сразу же заменённой 10 годами заключения в крепости. Впрочем, отсидел он лишь 3 года и был досрочно освобождён. Флот, впрочем, ему спуск флага не простил — сыну Небогатова, обучавшемуся в Морском кадетском корпусе, была устроена такая обструкция, что ему пришлось покинуть корпус и оставить все надежды стать морским офицером».
Такая же замена смертной казни на десятилетнее заключение в крепости ожидала и командиров сдавшихся с Небогатовым кораблей.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ.
То, что за всю двухвековую с лишним историю русского военного флота Андреевский флаг спускали перед лицом неприятеля лишь дважды, а примеров, когда наши моряки поднимали на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» и стояли до конца, было куда больше, говорит о многом. Прежде всего о том, с какой гордостью несли русские военные моряки свое звание и свой сине-белый символ. И несли до последнего: уже после того, как Россия стала советской, Андреевский флаг продолжал развеваться над русскими кораблями, которые их экипажи успели увести из Севастополя в далекий Бизерт. Только там и только после того, как Франция в 1924 году признала Советскую Россию и отказалась признавать флаги Российской империи, моряки со слезами на глазах спустили легендарные полотнища.
Но андреевские цвета никуда не делись! На первом флаге Рабоче-Крестьянского Красного Флота присутствовал только Андреевский крест — пусть и на красном фоне и соседствуя с красной звездой. Но, когда в 1935 году был утвержден новый военно-морской флаг, вернули его основные цвета: белое полотнище с широкой синей полосой. Отказавшись от всех символов «прогнившего самодержавия», большевики все-таки не решились покуситься на символ русского флота.
И флот достойно ответил на это решение. Под советским военно-морским флагом русские моряки снискали не меньшую славу, чем под Андреевским, достойно продолжая дело своих предшественников и не посрамив их чести.
Когда же страна перестала быть советской, одним из первых решений Всеармейского офицерского собрания 17 января 1992 года стало ходатайство о замене военно-морского флага СССР военно-морским флагом России - Андреевским. В тот же день правительство России приняло постановление о возвращении статуса Андреевского флага. Президентский указ об утверждении новых флагов страны, в том числе и военно-морского, подписан 21 июля 1992 года.
* * *
Андреевский флаг представляет собой полотнище, на котором изображён голубой крест. Этот крест называют Андреевским. Существует, по крайней мере, две версии появление этого флага в России. Одна из версии гласит, что под таким флагом ходили потешные корабли Петра I . Вторая же версия появления Андреевского флага такова: российские послы направлялись в Турцию, и им нужен был флаг. Петр I взял на себя обязанность изготовить эскиз. После некоторого времени флаг был готов, и представлял собой трёх-полосный флаг, на котором был изображен Андреевский крест. С тех пор русские корабли ходили под этим знаменем. Датировано появление Андреевского флага , согласно второй версии 1699 годом. В 1703 году Андреевский флаг, стал официальным флагом русского флота. Произошло это после того, как русские войска заняли устье Невы. Российская Империя теперь имела выходы к Белому, Каспийскому, Балтийскому и Азовскому морям.
А теперь главный вопрос. Почему же символом русского флота стал именно Андреевский крест? Ответ нужно искать в православии. Жили в свое время два рыбака, которые удили рыбу в Галилейском море. Звали тех рыбаков Андрей и Пётр. Андрей стал первым человеком, которого Христос позвал к себе в ученики. Поэтому апостола Андрея называют Первозванным. Андрей Первозванный считается покровителем морского дела и славян. Апостол много проповедовал, в том числе и по местам расселения славянских племен. Как и многие первые проповедники христианства принял мученическую смерть, на косом кресте. В этой истории и есть ответ на вопрос, почему именно Андреевский флаг. Пётр I считал, что от Андрея Первозванного Русь приняла святое крещение, а апостол Пётр был покровителем императора.
В 1709 году вид Андреевского флага претерпел некоторые изменения. Были введены полотнища трех цветов – белого, синего и красного, на которых имелись Андреевские кресты. Белый Андреевский флаг был присвоен эскадрам адмирала, синий вице-адмирала, а красный контр-адмирала. При Анне Иоанновне белый Андреевский флаг с поперечным синим крестом стал общим для всех кораблей русского флота. При Елизавете Петровне опять появились Андреевские флаги различных цветов. Синий принадлежал авангарду, белый – корде-баталии, красный арьергарду. Екатерина II вернула единый белый флаг. А Павел I , опять вернул варианты использования Андреевского флага 1709 года. В 1865 году, указом Александра II, русский флот заимел единый белый Андреевский флаг и проходил под ним вплоть до революции 1917 года.
Корабли, которым особо удалось отличиться в бою, получали особое знамя - Георгиевский Андреевский флаг. Первый корабль, получивший такое знамя был – «Азов». «Азов» особо отличился во время Наваринского сражения, в ходе одной из русско-турецких войн.
В январе 1992 года, Андреевскому флагу был возвращен статус Военно-морского флага России. Это было мудрое и исторически верное решение. Андреевский флаг – олицетворяет мощь, силу и доблесть русского флота, который не раз наводил ужас и страх на врагов нашей Родины.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5