Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в день прославления преподобной Арсении, игумении Усть-Медведицкой после Божественной литургии в Свято-Преображенском женском монастыре г. Серафимович.
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогая матушка игумения с сестрами, всечестное боголюбивое казачество, дорогие отцы, братья и сестры! День будний, но память преподобной нашей игумении Арсении сделала его праздничным, торжественным. Мы приходим на молитву не для того, чтобы избежать ответственности за свою работу, а чтобы совершить прославление той, которую прославил Сам Бог.
Преподобная Арсения не только своей жизнью, своим подвигом угодила Богу, но она оставила нам в назидание большой и очень важный труд «Опыт немечтательного делания».
Действительно, мечты, фантазии – одна из сфер человеческой жизни. Мыслительная деятельность свойственна нам, но часто направлена не в то русло, и мы пребываем в тех сферах, которых не существует. Как сейчас говорят про такой мечтательный мир – «виртуальность». Это тот мир, о котором говорили еще в IV, VIII и в дальнейших веках, особенно на этом акцентировал внимание святитель Игнатий Брянчанинов, которого любила игумения Арсения. Он говорил, что мир мечтаний очень подвержен влиянию дьявола. Человек по своей павшей природе очень легко увлекается теми прилогами, помыслами, желаниями, чувствами, мечтаниями, которые навевает, предлагает ему в сладкой дымке дьявол.
Все мы в той или иной степени находимся в прелести или, как говорили греческие богословы – мнении, мечтательности о себе. Каждый из нас в той или иной степени о чем-то мечтает: или что он хороший молитвенник, или что он хорошо выполняет свое дело, или что замечательно готовит… Да мало ли что мы о себе думаем. Это мнение возносит нас выше других людей, позволяет нам обижаться на них, раздражаться, осуждать и носить в своем сердце камень ненависти.
Святитель Игнатий говорит, что прелесть – это поражение человеческого естества ложью. То есть неправильное восприятие не только окружающего мира, но и внутреннего состояния своей души. Потому познание себя – одна из основных целей в нашей христианской жизни. Если мы себя не познаем – свои немощи и сильные стороны – мы не сможем правильно определить те средства, которыми мы должны бороться с грехом, страстями, с дьяволом.
Святитель Игнатий в своих аскетических опытах приводит сравнение души с неким садом. Представьте, что мы обладаем неким садом – не с самого рождения, а сейчас вдруг решили изучить, что это за сад достался нам в наследство. Мы смотрим: он достаточно большой, в нем много растений. Замечаем, что среди добрых деревьев, кустарников находятся и вредные сорняки. Наша задача понять – что доброе, а что злое. Злое нужно исторгнуть из земли, сжечь на костре, а доброе нужно культивировать. Но и с нашими добродетелями, которые заложены от рождения и развиваются в течение жизни, бывает не всё хорошо. Бывает, что деревья болеют и приносят плоды не такие сладкие и красивые, которые могли бы быть: вроде плодоносят, но есть это кислое яблоко никто не будет.
В этой жизни мы что-то делаем, но делаем так: «Только отстаньте от меня». Угодны ли подобные дела, подобные плоды Богу? Конечно, нет. О таковых апостол Павел отвечает спрашивающим его христианам, что те, кто был верен Богу, но совершал свое служение недостойно, будет избранно взятым, как бы из огня. То есть, они почувствуют дыхание этой страшной стихии.
Итак, мы изучаем: что же есть в нас хорошего? Допустим, в своей душе мы увидели куст со множеством яблок, красивых, спелых, вкусных – гостеприимство. Мы любим принимать гостей, накрывать столы, но смотрим – этот куст обвил с одной стороны плющ, с другой стороны другой сорняк, которые начинают его душить. Что же это за сорняки?
Каждой добродетели сопутствует какой-то грех. Какой может быть грех в гостеприимстве? Невоздержанность – я угощаю и угощаюсь сам, я кормлю других, но и сам наемся без всякой меры.
Если мы будем изучать внимательно свой внутренний мир и отделять зерна от плевел, то наш сад постепенно приобретет прекрасный вид, где будут только добрые, здоровые деревья. Если в этом саду есть пруд, водный источник, который символизирует нашу молитву, чистый ли он? Или вода в нем замутнена, осенние листья покрыли поверхность толстым слоем?.. Вроде молимся, вроде читаем, но стараемся поскорее закончить это ставшее тяжким бремя, чтобы вернуться к своим небольшим жизненным удовольствиям…
Читаем молитву, а про себя думаем о делах, о хозяйстве, о подчиненных, успеваем помечтать о будущем, вспомнить свои болячки… Такую молитву нужно очищать от всего мирского, которое делает ее неспособной к достижению Престола Господня и, конечно, не угодной Ему.
Главное, чтобы в нашем саду, пусть небольшом, но было чисто, убрано, чтобы мы принимали духовную пищу.
Как мы подходим с вами ко Причастию, ко Христу? Часто по привычке, не задумываясь. Если мы с вами каждый день будем проводить ревизию нашего домика, нашего садового участка, то постепенно участок нашего сердца будет возлюблен не только Ангелами и угодниками Божиими, но и Самим Христом, Который пообещал прийти и вселиться вместе со Отцем и Святым Духом в того, кто будет Его исповедовать.
Мы, дорогие братья и сестры, в наш очень непростой век, который нас отрывает от реальности и вводит в греховную прелесть – виртуальную, ложную, несуществующую реальность – будем молиться, чтобы сохранять трезвение, не увлекаться этими помыслами страстными, не жалеть себя, а быть всегда прямым перед Богом и твердым в своих намерениях и упованиях.
Пусть молитвы преподобной матери нашей Арсении, особенно монашествующим и всем верующим христианам, помогут не сбиваться никогда с жизненного христианского пути, всегда отличать добро от зла, укрепляться в добродетели, искоренять греховные, страстные чувства из своего сердца.
Дай Бог, чтобы эта духовная обитель укреплялась, расцветала не только настенными росписями, но и благоукрашалась иноческими подвигами.
С праздником.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев