НЕПРОСТАЯ СУДЬБА "ПАПЫ УМКИ" Ю.Я.ЯКОВЛЕВА
Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1995) – замечательный детский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, автор сюжетов детского киножурнала «Ералаш», сценариев к мультфильмам и детским фильмам.
Кто из нас не помнит мультфильм о белом медвежонке Умке? А увлекательные истории из жизни взрослых и детей, о льве, живущем в семье, кепке-невидимке или семерых солдатиках… «Спят твои соседи – белые медведи, спи скорей и ты, малыш…».
Знаменитая «Колыбельная медведицы» написана Юрием Яковлевым. Как и сценарий этого прелестного мультфильма, который в нашей стране любим очень многими.
Мы помним его книги: «Девочки с Васильевского острова», «А Воробьев стекло не выбивал», «Где начинается небо», «У человека должна быть собака», «Кепка-невидимка», «Неприкосновенный запас» и другие. По его сценариям снято много фильмов, популярных в 1970–1990-е годы. «Был настоящим трубачом» – о юном артисте Коте Мгеброве-Чекан, убитом в лихие революционные годы и похороненном на Марсовом поле в Ленинграде. «Зимородок» – о неизвестном герое Великой Отечественной, ценой своей жизни спасшем безвинных людей, и о том, как ребята ищут этого героя, чтобы вернуть ему имя. И много еще хороших, но, увы, редко демонстрируемых сегодня фильмов.
В 1940 году, окончив среднюю школу, Юрий Яковлевич был призван в армию. Через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. «Я был зенитчиком, и наша шестая батарея стояла под Москвой, у деревни Фуники. Враг был еще далеко от Москвы, а мы уже вели бой. Каждый день были налеты вражеской авиации. Рвались бомбы. Свистели осколки. Тянулись веселые огоньки смертоносных трассирующих пуль. Наша батарея стояла перед противотанковым рвом, и наши пушки были без колес — у нас не было возможности отступать и не было мысли об отступлении». Яковлев оборонял Москву от налетов фашистских самолетов, был ранен.
С детства и до последних дней он был привязан к матери. Она умерла летом 1942 года во время блокады от голода. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну: «Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму еще не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восемнадцать лет. Мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Я был далеко от Ленинграда. Моя младшая сестра осталась одна». Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли».
«Война превратила мои детские упражнения стихами в страсть. Я почувствовал, как велика сила поэзии, когда она вплотную соприкасается с жизнью».
Так война определила его дальнейший путь. Война дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления.
Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел в шинели, после демобилизации, представив приёмной комиссии стихи, созданные на фронте. «Через несколько лет в «Знамени» появились циклы моих армейских стихов, тепло напутствуемых Николаем Тихоновым. Тогда же началось знакомство с Михаилом Аркадьевичем Светловым и большая многолетняя дружба с Львом Кассилем, Сергеем Михалковым, Анатолием Алексиным». Писать его учил сам Лев Кассиль. И не только учил, был наставником писательского отношения к жизни. Как признавался впоследствии Яковлев, Кассиль был больше, чем учитель и больше, чем друг.
У него были хорошие учителя в литературе - Гайдар, Паустовский, Фраерман. Особенно любил Яковлев повесть Фраермана «Дикая собака Динго». В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Яковлева впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин.
Книги Ю.Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Рассказы этого автора проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Юрий Яковлев как-то сказал, что «главным признаком хорошей книжки для детей является её воздействие не только на маленького, но и на взрослого читателя». Это определение относится в большей степени и ко многим рассказам самого писателя.
Всю свою жизнь Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами. Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». В одной из повестей Юрий Яковлев описал подлинную историю юных танцовщиков Ленинградского дворца пионеров, которые вместе со своим учителем поехали из блокадного Ленинграда на фронт. Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой - героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.
Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему: «Реликвия», «Жить нам суждено», «Где стояла батарея», «Позавчера была война», «Девочки с Васильевского острова», «Как Серёжа на войну ходил».
Он написал мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе: не смог друг убитого на войне солдата окончательно добить его мать известием о гибели сына («Сретенские ворота»). Не мог «мальчик с коньками» бросить умирающего человека, бывшего солдата, которому стало плохо на улице, хотя человек был незнакомый, а мальчик очень торопился на каток.
Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных, есть особый цикл рассказов о животных «Вдвоём с собакой», «Мой верный Шмель», «Умка», «Я иду за носорогом», «Багульник» и др.
Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Юрий Яковлевич. Книги этого направления: «Травести». «Трудная коррида». «Автопортрет». «Иван-виллис». «Дочь преферансиста». Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину: «Багульник». «Он убил мою собаку». Писатель хочет разбудить рыцарские чувства в ребятах. Одна из его книг так и называется «Рыцарь Вася» (1967). Для того чтобы быть рыцарем, не обязательно нужны тяжёлые доспехи, мечи и кони. Можно быть обыкновенным школьником - и в то же время настоящим рыцарем, смелым и благородным, бороться с несправедливостью и ложью.
Сюжеты его рассказов - знакомые эпизоды из жизни подростков. Герои - мальчишки (нередко и девочки) - «рыцари», правдоискатели («А Воробьев стекло не выбивал», «Всадник, скачущий над городом», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака»). Рассказы Юрия Яковлева обращены к детям, но, и взрослым не мешает прислушаться к голосу автора. В своих произведениях он осуждает бестактное отношение взрослых к первой любви («Гонение на рыжих»), жестокость по отношению к животным («Он убил мою собаку»). Книги Ю. Яковлева «Гонение на рыжих» и «Когда уезжает друг» помогают читателю-подростку взрослеть нравственно, глубже понимать жизнь. И в каждом рассказе писателя – беспокойство за судьбу ребёнка, за его будущее.
Книга «Тайна Фенимора» - о том, как каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».
Даже в наше время интересно читать и сопереживать героям таких произведений Юрия Яковлевича, как «Девочка, хочешь сниматься в кино?» или «Дочь преферансиста». Там нет лишнего пафоса, зато есть время непростой жизни и настоящие человеческие чувства.
В конце своей жизни он написал совершенно новое для себя произведение: «Мистерия. Страсти по четырем девочкам» посвящена Тане Савичевой, Анне Франк, Сасаки Садако и Саманте Смит. Каждая повесть читается на одном дыхании. Сегодня, когда уже несколько поколений растет в полном неведении истории, неплохо было бы напомнить подросткам о героинях этих книг.
Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. Он был членом редколлегии киножурнала «Фитиль», членом худсовета студии «Союзмультфильм». Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: «Умка» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Зимородок» (1972), «Был настоящим трубачом» (1973), «Верный друг Санчо» (1974), «У меня есть лев» (1975), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Девочка, хочешь сниматься в кино?», «Три весёлые смены» (1977), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), «Родился я в Сибири» (1982), «Семеро солдатиков» (1982), «Площадь Восстания» (1985). Написаны сценарии к 15 полнометражным фильмам и к мультфильмам: «Большое место в моей жизни занимает работа в кинематографе. У меня за спиной несколько полнометражных художественных фильмов: «Пущик едет в Прагу», «Первая Бастилия», «Всадник над городом», «Мы с Вулканом», «Красавица». С большим увлечением работаю на студии мультипликационных фильмов. «Белая шкурка», «Умка», «Бабушкин зонтик», пожалуй, самые удачные из мультфильмов, снятых по моим сценариям». А ещё - мультфильмы «Приключения Огуречика», «Необычный друг», «Скрипка пионера», «Разрешите погулять с вашей собакой» (по рассказу «Багульник»).
В 1982 вышла книга Яковлев Ю. «Немного о себе»: «После долгих раздумий я пришел к простой истине, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Москве 29 декабря 1995 года в возрасте 73 лет. Похоронен на Даниловском кладбище.
«Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои – люди, для которых читатель переступает порог моего дома».
#29декабря
Комментарии 1