О песне "Президент" и др.
Стихия ВОДЫ – основная в творчестве Виктора Цоя. Это так и потому, что он родился 21 июня:
«Я родился на стыке созвездий, но жить не могу.
Ветер 20 метров в секунду и ночью и днём.
Раньше я читал книги, а теперь я их жгу.
Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождём». «Хочу быть с Тобой»
"Моё настроение". Восемнадцатилетний Виктор пел эту песню в 1982 году на квартирнике у А.Липницкого.
Я на запотевшем стекле трамвая
Пальцем рисую плохие слова.
Кругом водосточные трубы играют.
И мокра от дождя, как на клумбе трава, голова.
И город вдруг сразу стал серым и мокрым.
Я шагаю, не прячась под сенью зонтов.
И блестят от дождя, словно зеркальца, стёкла.
Я готов зайти в гости в любой из ближайших домов.
Моё настроение зависит
От количества выпитого пива.
Я никому не нужен, и никто не нужен мне...
Уже капает с крыш, прошёл первый дождь,
И на улице плюс, и весна так близка.
Всё не так будет плохо, если ты улыбнёшься.
И мы вместе посмотрим на мир cквозь стакан сушняка.
Поколение икс, поколение ноль.
Мы странны, нас узнать можно с первого взгляда.
Мы забыли про боль - перекатная голь.
Я не знаю, кому из нас здесь ещё что-нибудь надо.
Моё настроение зависит
От количества выпитого пива.
Я никому не нужен, и никто не нужен мне...
Первые восемь строк представляют собой картину, написанную умелой рукой художника-импрессиониста. Богатство первого впечатления звучит в аккорде «играющих водосточных труб», «запотевшем стекле трамвая», «мокрой, как на клумбе трава, голове». «Серый и мокрый город» с «блестящими от дождя, как зеркальца стёклами» и не «прячущийся под зонтом» и «готовый зайти в любой из ближайших домов» свободный и открытый дождю и жизни юноша. Удивительно мощно и красиво! Поэтический талант Виктора тут во всём своём неподражаемом блеске.
Третий куплет продолжает зарисовку первого и второго:
«Уже капает с крыш, прошёл первый дождь, И на улице плюс, и весна так близка. Всё не так будет плохо, если ты улыбнёшься. И мы вместе посмотрим на мир cквозь стакан сушняка» - Близко весна и тепло на улице, и капель первого дождя очищает обычно такой серый город. Смывает уныние, и счастливая улыбка сама собой оживляет лицо. Но Виктор знает, что это всё ненадолго и предлагает приятелю или подруге, «посмотреть на мир сквозь стакан сушняка», чтобы как можно дольше не потерять весеннее настроение.
Четвёртый куплет звучит отрезвляюще:
«Поколение икс, поколение ноль. Мы странны, нас узнать можно с первого взгляда. Мы забыли про боль - перекатная голь. Я не знаю, кому из нас здесь ещё что-нибудь надо» - Даже под тёплым весенним дождём Виктор не может забыть о ничтожестве своего поколения, узнаваемого с первого взгляда по пустоте внутренней жизни и отсутствию цели и надежд. Этому поколению не больно видеть оскудение жизни. Это голь перекатная, которой уже ничего не надо.
И в подтверждение последним отрезвляющим словам Цой поёт припев:
«Моё настроение зависит От количества выпитого пива. Я никому не нужен, и никто не нужен мне...» - Тема одиночества после радости от весеннего дождя звучит вроде весело… но это внешнее чудачество, а на душе Виктора опять тоска…
Песня «Танец» как-бы продолжает «Моё настроение», но в новом ритмическом колюче:
Танец на улице,
Танец на улице в дождь,
Зонты, раскрываясь,
Звучат, словно выстрелы ружей.
Кто-то бежал, а кто-то остался здесь,
И тот, кто остался,
Шагает прямо по лужам.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Текут по щекам словно слёзы.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Ты знаешь теперь этот танец.
Битые стекла, рваные брюки - скандал.
К чёрту зонт, теперь уже всё равно.
Танец и дождь никогда не отпустят тебя,
В их мокром объятии не видно родное окно.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Текут по щекам словно слёзы.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Ты знаешь теперь этот танец.
Мокрые волосы взмахом ладони - назад,
Закрыв свою дверь, ты должен выбросить ключ.
И так каждый день, так будет каждый день,
Пока не увидишь однажды небо без туч.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Текут по щекам словно слёзы.
Капли дождя лежат на лицах, как слёзы,
Ты знаешь теперь этот танец.
Песня звучит под ливень аккордов, создающих трепещущую сетку дождя. Сверкающие капли и звуки. Удивительно мощный и светлый жизнерадостный ритм творит шедевр, достойный кисти французских импрессионистов. Свежесть впечатления просто невероятная. Восторг и выход энергии, и бодрость и радость.
Первый куплет и припев описывают сумятицу, вызванную неожиданным дождём. Ничего другого не остаётся оставшимся под весенним дождём, как шагать свободно прямо по лужам. А очищающие капли дождя на лице, как слёзы покаяния в своей отрешённости от мироздания, как обретённая вновь свобода на празднике жизни.
«Битые стекла, рваные брюки - скандал. К чёрту зонт, теперь уже всё равно. Танец и дождь никогда не отпустят тебя, В их мокром объятии не видно родное окно» - Наплевать на битые стёкла, через которые замутнённое восприятие жизни, на порвавшиеся от влаги брюки. Для кого-то это скандал, но не для Цоя! «К чёрту зонт, теперь уже всё равно», это как «бросив зонты, мы купались в дожде» из «Утро пришло. Солнце встаёт» «1000% не Цоя»… Движение дождевых капель, их ритм не отпускают Виктора. Дождь убрал перегородку между ним и миром. В «мокром объятии» дождя «не видно родное окно» - не видно угла личного восприятия, привычки, убивающей искреннюю жизнь.
«Мокрые волосы взмахом ладони – назад» - Открыть своё мокрое от дождя лицо миру до конца. Свободно жить в дождевых струях.
«Закрыв свою дверь, ты должен выбросить ключ» - Ты должен выбросить все свои предубеждения, предустановления, уйти от уюта запрограммированной жизни. Жить здесь и сейчас, в очищающих струях обновляющего мир дождя.
«И так каждый день, так будет каждый день, Пока не увидишь однажды небо без туч» - Виктор знает, что свобода даётся с трудом и нужно постоянно отказываться от привычного комфорта ради неё. Отказываться, пока не будет небо без туч лукавства и приспособленчества, пока жизнь в библейской парадигме не сменится язычески ясным «Солнечным Днём в ослепительных снах».
«Ты знаешь теперь этот танец» - кто познал Свободу, тот увидит красоту мироздания, и никогда уже не забудет её.
Виктор , на мой взгляд, призывал к перевороту, к "переменам" в том простом смысле, чтобы каждый человек обрёл большую свободу и не продавался за мещанский уют и комфорт. А дождь - он очищает человека от желания искусственной сухости и ложной "теплоты" индивидуального окраса чувств. Там на улице в брызгах дождя - вмести с теми, кто готов всё отдать за свободу, - место праведного человека.
Искусственный дом и электрический искусственный свет - это глубочайшая ложь человека цивилизации.
А теперь поговорим о песне-молитве "Дождь для нас". Эту песню Марьяна Цой считала посвящённой именно ей. Во всяком случае, так она пишет в своих воспоминаниях о Викторе. На мой взгляд, тут дело куда сложнее:
В моём доме не видно стены,
В моём небе не видно луны.
Я слеп, но я вижу Тебя,
Я глух, но я слышу Тебя.
Я не сплю, но я вижу сны,
Здесь нету моей вины.
Я нем, но Ты слышишь меня,
И этим Мы сильны.
И снова приходит ночь,
Я пьян, но я слышу дождь,
Дождь для Нас...
Квартира пуста, но Мы здесь,
Здесь мало, что есть, но Мы есть.
Дождь для Нас...
Ты видишь мою звезду,
Ты веришь, что я пойду.
Я слеп, я не вижу звезд,
Я пьян, но я помню свой пост.
Ты смотришь на Млечный Путь,
Я - ночь, а ты - утра суть.
Я - сон, я не видим тебе,
Я слеп, но я вижу свет.
И снова приходит ночь,
Я пьян, но я слышу дождь,
Дождь для Нас...
Квартира пуста, но Мы здесь,
Здесь мало, что есть, но Мы есть.
Дождь для Нас...
Ни стен, ни отдельного дома не видно поверившему Богу человеку. Он может быть слепым, но видеть Бога, глухим может быть, но слышать Его.
А видящий и слышащий, но не верящий Богу, несмотря на глаза и уши, ничего по сути не видит и не слышит.
И нет в том вины уверовавшего Богу, что он не может выразить свои чувства в словах. Есть глубина сердечной молитвы. И именно связью в общей молитве живы - Бог и человек, осознавший Его присутствие.
И ночью, когда остаёшься ночью наедине с пустотой мироздания, то только более чётко видишь и слышишь Творца огромного бесконечного просторного Мира... и не важно, что пуста квартира... что "мало что есть" в ней...
За окнами звучит Дождь - ритм его связывает в единый поток Бога и маленького человека, и о Них можно сказать "Мы", потому как очищенный в струях дождя человек, верящий Высшему Миру, становится и Сам безграничен и огромен.
Хоть Виктор и живёт в наваждении цивилизации и не свободен и "пьян", но он "помнит свой пост". Он хотя и "пьян" как все, но он "слышит Дождь". Помните, об этом этом же у Пушкина: "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён".
Но Бог видит Звезду - судьбу, жизненный путь Виктора, Бог верит Виктору, что он пойдёт по праведному пути. И хоть Виктор и называет себя пред Богом - ночью, слепым, сном, мифом, но Бог - "утра суть", Бог "смотрит на Млечный Путь", включающий в себя все малые отдельные пути человеческие - их судьбы.
Бог верит Виктору Цою. Ведает, что он не сойдёт с своего поста, который юноша Цой принял в 18 лет. Какая ещё может быть большая глубина в художественной картине мира? "Здесь мало что есть, но Мы есть!" - так понимал свою жизнь в едином мироздании Виктор Цой.
Вспомним песню «Президент», спетую Виктором Цоем явно уже после 15 августа, после его ухода от нас. Я могу быть не уверен в дате и в том, кто конкретно исполняет эту политическую песню, но в том, что слова её принадлежат Виктору Цою уверен на 100%. Вот они, эти мудрые слова:
Вода, обычная вода
в обычной реке.
Горячее солнце
станет старшей сестрой
Холодной Звезде.
Стены, обычные стены
В обычных домах.
Стрелки часов
Говорят о любви
И потерянных днях.
Припев:
Президент!
Ты не сможешь отличить,
где они, а где мы.
Президент
Давно страдающей страны.
Войны, обычные войны
В чужих городах
Не дай нам Бог испытать
Весь этот ужас и страх.
Плиты, надгробные плиты
Из обычных камней,
Но я верю, что это пройдёт
И завтра будет ещё веселей
Президент!
Ты не сможешь отличить,
Где они, а где мы
Президент
Давно страдающей страны.
Очень грустная песня, в которой всё сказано о том, что было и будет с нашей страной в XX и XXI веке. С высоты птичьего полёта Виктору из его художественной картины мира видно всё.
«Обычная вода в обычной реке» тёплых человеческих отношений согретых «горячим солнцем» сменится «холодной звездой» чуждого народу президента Горбачёва.
«Стены» между людьми станут основой бытия в обычных домах. Люди будут жестоко наказаны за потерянное время и отсутствие любви между собою.
Возникнут войны, они станут обычными и у нас, как и в чужих городах. Так будет, потому что советские люди станут чужими друг другу. Целые народы СССР перестанут друг друга понимать и любить.
Обычные камни станут людям, живущим смертью в свете холодной звезды, надгробными плитами.
И ирония , такая типичная для Виктора Цоя в самом конце этой гениальной пророческой песни: «Но я верю, что это пройдёт и завтра станет ещё веселей».
Как это перекликается с такой же политической песней «Красно-жёлтые дни»: «После красно-жёлтых дней начнётся и кончится зима. Горе ты моё от ума, не печалься, гляди веселей!».
И обращение к президенту М. Горбачёву, лаконичное и полностью исчерпывающее смысл его политической роли в «этой стране»: «Президент! Ты не сможешь отличить, где они, а где мы». Да, такой президент, помнящий лишь о себе и своих ложных идеях не сможет понять чаяния «своего» «давно страдающего народа».
Да, конечно горе стране, президент которой стал ориентироваться на врагов её, как вне так и внутри страны. Слава Богу, у нас сейчас другой президент и на это все наши надежды.
Депутат Государственной Думы Евгений Фёдоров! Мне бы хотелось, чтобы Вы ознакомились с этой публикацией и извинились перед Виктором Цоем за свои нелепые рассуждения о роли этого певца – патриота в жизни советского общества. Никаких текстов, продиктованных ЦРУ Виктор никогда не озвучивал просто потому, что обличал везде и всегда врагов советского народа. Именно за это его и хотели убить, да не получилось у них.
И опять, и снова я утверждаю без тени сомнения, что Виктор Цой жив и пишет НОВЫЕ ПЕСНИ, такие же замечательные, как и раньше, а кто их поёт, 14-летний Иван Курнаев, или Роман Поволяев, или Трава Трава и чьим голосом, своим или голосом Виктора Цоя, и в сопровождении ли группы КИНО , или ПОПМЕХАНИКА, группы НОВЫЙ ДЕНЬ, или как-нибудь ещё, мне до того нет никакого дела, потому что в искусстве вопрос КТО исполняет занимает последнее место. Гораздо важнее, ЧТО и КАК .
Я привёл фрагмент статьи, которую опубликовал в июле прошлого года. Пригодилась потому, что, неожиданно, мне прислали новый неизвестный альбом "Дождь" группы "Новый день". Виктор Цой поёт новые песни. И опять в этих песнях ...много дождя..).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев