ТРАВМЫ КОЛЕНЕЙ У ТАНЦОРОВ
«Чтобы стать настоящим танцором, нужно пройти три стадии: научиться танцевать, научиться выступать и научиться справляться с травмами» Д. Гир
Колено — самый большой сустав скелета человека, на котором держится весь вес тела. Работа танцора полностью зависит от функций колена, с его помощью исполнители поворачиваются, прыгают, делают выпады и шаги. Неравномерное развитие разных групп мышц ног приводит к смещениям в этом важном суставе, так что нет ничего удивительного в том, что травмы колена занимают долю в 20% всех жалоб танцоров.
Одна из распространенных болезней, возникающих среди детей и подростков, которые занимаются танцами с прыжками и поворотами, называется болезнь Осгуд-Шляттера В таких танцах совершается множество резких движений с переносом веса тела на колени, в то время как сустав еще растет и формируется. Кости подростков растут быстрее, чем мускулы, что ставит строение суставов под угрозу деформации.
Нагрузка на сустав усиливается из-за интенсивных тренировок, и болезнь может усугубиться: под коленной чашечкой может образоваться припухлость. Потом может возникнуть отечность, боль вокруг колена или ощутимое натяжение мышц в бедрах. При развитии болезни начинается воспаление околокостных тканей, хрящей, надколенника, а может быть, и всех трех одновременно.
Есть универсальная формула лечения этой болезни: защита, отдых, холод, компрессы и противовоспалительные средства. При соблюдении этих мер и наблюдении у врача обострение заболевания должно пойти на спад через 12-24 месяца. Лучший метод — при первых симптомах обратиться к специалисту, который скорректирует процесс тренировок и репетиций таким образом, чтобы минимизировать опасность воспаления. В противном случае будьте готовы бросить танцы, пока боль не исчезнет.
Пателлофеморальный синдром
Неравномерное развитие мышечных групп ноги, неестественные положения ног, например, выворотность колена, — все это может привести к смещению коленной чашечки. Обычно коленная чашечка скользит вверх-вниз вдоль соединения бедренной и большеберцовой костей, а при пателлофеморальном синдроме ее движение нарушается.
Из-за увеличения двигательной нагрузки внутренняя часть коленной чашечки сильнее трется о бедренную кость, хрящевая ткань истончается, вызывая хондромаляцию. Первые признаки истончения — боль вокруг колена при прыжках, плие и после продолжительного пребывания в сидячем положении. Танцор также может столкнуться с припухлостью вокруг колена или услышать довольно громкий хруст при движениях суставов.
В этом случае поможет отдых и холод, а также не обойдется без терапевта, который должен определить причину симптомов. Нужно подробно проанализировать тренировки и репетиции танцора, чтобы понять, какие упражнения приводят к смещению и истощению хряща. Врач может предложить упражнения по укреплению групп мышц, а также растяжку, которые в комплексе скорректируют смещение и не дадут болезни развиваться.
Тендинит надколенника
Это воспаление сухожилия, соединяющего коленную чашечку и четырехглавую мышцу бедра. Во время репетиций мышцы бедра сокращаются, натягивая связку, которая из-за воспаления отекает и болит. Спасут от этого недуга отдых, холод и противовоспалительные средства — это снимет отечность и боль, а физиотерапевт поможет снять растяжение мышц и связок.
Бурсит преднаколенника
Это последний «враг» коленок танцоров в нашем списке — настоящий бич джазовых исполнителей. В танцах джазового направления упор идет в основном на работу коленей. Бурсы — это маленькие мешочки с суставной жидкостью внутри суставов, смягчающие трение костей. При чрезмерных нагрузках бурсы воспаляются и болят. Если танцор часто опускается на колени, удары сустава о пол приводят к дополнительному раздражению бурсы. Такое воспаление носит название бурсит. Облегчение принесут покой, холод, противовоспалительные, компрессионный бандаж и физиотерапия. Это снимает отечность, но в случае сильного обострения не обойтись без хирургического вмешательства.
Это результат падения или иного повреждения тканей и сустава. Они появляются внезапно и лечатся определенное количество времени, в этом их отличие от описанных выше хронических заболеваний, развивающихся постепенно и отнимающих долгое время на лечение.
Работу коленного сустава смягчают два С-образных хрящевых диска, которые носят название мениски. Это диски между бедренной и большеберцовой костями. Когда танцор приземляется после прыжка или вращает коленями, мениски могут повредиться и даже порваться. Малейший разрыв мениска вызывает боль, а серьезные разрывы могут оказаться настоящей пыткой, сопровождающейся отеком и острым воспалением. Первой помощью должны быть холод, покой и противовоспалительные, а физиотерапевт поможет с реабилитацией, хотя часто лечение невозможно без операции.
Разрыв связок
Боковая связка коленного сустава может порваться при резких поворотах, сильных вращениях и неудачных приземлениях после прыжков. Танцор сразу почувствует острую боль с внутренней стороны колена. К этой области будет больно прикасаться, движения сустава будут ограничены. Немедленно следует обеспечить суставу покой, обложить его льдом, по возможности зафиксировать ногу повыше, чтобы обеспечить отток крови и избежать отека и воспаления. Небольшие разрывы могут зажить при должном уходе и следованию указаниям физиотерапевта. Более серьезные разрывы требуют радикального лечения.
Разрыв передней крестообразной связки сопровождается отчетливым звуком, напоминающим лопающийся пузырь. Риск получения этой травмы обостряется, если вы выворачиваете коленный сустав в неестественные положения. В большинстве случаев разрыв передней крестообразной связки требует хирургического вмешательства и последующей реабилитации по восстановлению эластичности. Лечение может занять 3-4 месяца.
Колени — основная опора и важный инструмент танцоров, но это и весьма уязвимый сустав, который при любом неверном движении поджидают болезни и травмы. Важно, чтобы танцоры знали максимум информации о строении колена, принципах его функционирования и мерах предосторожности, а также первой помощи, необходимой при получении травм. Берегите свои колени и не бойтесь обращаться к врачу при малейшей боли — это может спасти вашу карьеру!
Текст: Анна Ильясова
#ПолезноеДляХореографов