Историко-этнографический музей в Ке
льбаджаре был самым большим среди 22-х разрушенных музеев на оккупированных территориях. В нём были собраны образцы редких видов деревьев и растений (которых в самом регионе насчитывается около 40,000 видов), стенды с образцами минералов и камней, (богатые месторождения которых находятся в Кельбаджаре), уникальная коллекция старинных монет, а также богатая коллекция древних надгробий. В музее насчитывалось 13,000 ценных и редких экспонатов.
Лачинский историко-этнографический музей был стёрт с лица земли и 5,000 исторических экспонатов были вывезены в Армению; серебряная сумочка из музея позже была продана на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 80,000 долларов.
В городе Агдам было четыре музея. Одним из самых уникальных был музей хлеба в Агдаме, первый в своем роде в Советском Союзе и второй во всем мире. В дополнение к таким экспонатам как ручные мельницы, терки, посуда и прочее, в музее также были обугленные зерна пшеницы, которые датировались 7 тысячелетием до нашей эры. Как и весь город, музей был разрушен и разграблен.
Среди других музеев в оккупированных районах, которые остались и позже были разграблены, можно отметить Губадлинский историко-этнографический музей (более 3,000 экспонатов) и Зангиланский историко-этнографический музей (до 6,000 экспонатов).
Только в городе Шуша было разрушено и превращено в руины 8 музеев, 31 библиотека и 8 исторических домов культуры. «После захвата города 9 мая 1992 года армянскими вооружёнными силами азербайджанское население бежало, а город был разграблен и сожжен. По различным оценкам, к 2002 году 80% города все еще лежало в руинах», отмечает писатель Вон Винс в своей статье «Урбицид в Нагорном Карабахе». В то время, когда происходило разрушение и разграбление культурных объектов, ценные экспонаты выставлялись на продажу в разных странах. Так, например, бронзовые статуи известной шушинской поэтессы Натаван, певца и автора песен Бюльбюля, а также композитора Узеира Гаджибейли были заявлены на продажу в качестве бронзового металлолома в Грузии перед тем как правительство Азербайджана выкупило их за 500,000 долларов; после освобождения города Шуша статуи были возвращены на родину
Разграбление и присвоение азербайджанской культуры в Карабахском регионе происходило не только в период почти 30-летней оккупации, но и после Второй Карабахской войны. 15 февраля 2021 года было объявлено, что 1 ноября 2020 года в Национальном музее-институте архитектуры Александра Таманяна состоится выставка ковров, незаконно вывезенных из Шушинского музея ковров. Самому древнему украденному ковру около 350 лет, в целом было украдено 160 ковров, но выставлено на показ только.
Когда Азербайджан продлил на 10 дней (с 15 по 25 ноября) крайний срок вывода оккупационных сил из Кельбаджара, армяне продолжили грабежи и поджоги деревьев, домов и другой инфраструктуры. Разграбление монастыря Худаванг (Дадиванк) не скрывалось - были сняты колокола, иконы и даже лампы. Более того, со стен монастыря была удалена фреска возрастом 800 лет. На видео, опубликованном 3 декабря 2021 года, видно, как армянский священник говорит: «Раньше здесь были древние фрески, но до 25 ноября было неясно, что будет с церковью, останется ли это нам или им. Сюда пришли люди, специализирующиеся на реставрации фресок, и сняли фрески».
Нет комментариев