🖌️Генрих Шмидт – мастер перспективной и пейзажной живописи конца XIX - начала XX веков, окончил Императорскую академию художеств (1894), был экспонентом Весенних академических выставок и московской «Группы художников» (1909-1911 гг.), членом общества А.И. Куинджи (1910-е гг.).
🕌В 1905 и 1917 годах художник совершил творческие поездки в Туркестан, где исполнил небольшие живописные этюды с видами мечетей, мавзолеев и медресе Самарканда, Бухары и Ташкента. Большая часть работ этой серии находится в ФБУК «Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств», в их числе «Вид Медресе Шир-Дор в Самарканде со стороны двора». В коллекции ТХМ находится вариант этой картины – «Самарканд. Двор мечети», отреставрированный специалистами Русского музея и экспонирующийся на выставке #Спасенные_шедевры_Русский_музей_Таганрогу.
🕌На полотне изображено медресе Шердор, одно из трех медресе (медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шердор (1619—1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.), входящих в ансамбль городской площади Регистан в Самарканде, построенных во время правления династии Тимуридов (потомков Тимура – Тамерлана), сделавших Самарканд своей столицей.
🕌 Регистанами (от перс. – место, покрытое песком) называли главные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном. Медресе (араб. «место учения», «место, где проходит обучение») — мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени (после начальной). В средние века это был единственный высший общеобразовательный институт в исламском мире, где готовили служителей культа, учителей начальных школ, а также служащих государственного аппарата. Медресе заканчивали ведущие учёные Арабского мира.
🕌Ансамбль из трех медресе в Самарканде является одним из ярчайших примеров исламской архитектуры. В этюде «Самарканд. Двор мечети» Генрих Шмидт изобразил внутреннюю площадку с двухэтажной открытой галереей – многократными айванами, облицованными разноцветными изразцами, образовывающими сложный мозаичный узор. На заднем плане – изображен ребристый купол мечети. Его рельефная, волнообразная поверхность отдалённо напоминает форму бутона цветка со сложенными лепестками.
🕌Не ускользнули от взгляда художника и разрушение красивейшего некогда здания и осыпающаяся от времени со стен и купола голубая плитка с цветочным и геометрическим узором.
🏛️Возможно, работы художников (Верещагина, Шмидта и др.), обративших в свое время внимание на забытые великолепные медресе и мечети Самарканда, послужили стимулом к сохранению и восстановлению архитектурных шедевров. В 2001г. этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
🏛️В настоящее время Ансамбль Регистан отреставрирован и является местом притяжения туристов всего мира.
🖼️Предлагаем вам полюбоваться работами туркестанской серии Генриха Шмидта и современными фотографиями Регистана, а также сравнить #почти_точь_в_точь похожие #картины_сестры «Самарканд. Двор мечети» из коллекции ТХМ и «Вид Медресе Шир-Дор в Самарканде со стороны двора» из собрания НИМ при РАХ.
1.Самарканд. Двор мечети. Конец ХIХ - начало ХХ вв. Холст, масло. (После реставрации) Г.Г. Шмидт. Собрание ТХМ.
2.Вид медресе Шир-Дор на площади Регистана в Самарканде. Начало XX век. Холст, масло. Г.Г. Шмидт. Собрание НИМ при РАХ.
3.Вид медресе Шир-Дор на площади Регистана в Самарканде. Начало XX век. Холст, масло. Г.Г. Шмидт. Собрание НИМ при РАХ.
4.Вид Медресе Шир-Дор в Самарканде (со стороны двора). Начало XX века.
Холст, масло. Г.Г. Шмидт. Собрание НИМ при РАХ.
5.Вид мечети в Медресе Тилля-Кари в Самарканде. Начало XX века. Холст, масло. Г.Г. Шмидт. Собрание НИМ при РАХ.
6.Вид главного портала Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде. Начало XX века. Холст, масло. Г.Г. Шмидт. Собрание НИМ при РАХ.
7.Площадь Регистан. Самарканд. 2022г. Фото Д. Зиньковского.
8.Площадь Регистан. Самарканд. 2022г. Фото Д. Зиньковского.
9.Медресе Шердор. Внутренний двор. Самарканд. 2022г. Фото Д. Зиньковского.
10.Медресе Шердор. Внутренний двор, левая сторона. Самарканд. 2022г. Фото Д. Зиньковского.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев