_________________________________________
Почему казакам разрешено приходить в церковь при шашке.
В воскресный день нарядно и праздно в станичном храме. Что ни казачка – хоть в королевы зови, что ни казак – хоть в атаманы выбирай. Но вот возглашает священник: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем...». Диакон называет нам евангелиста и вторит иерею: «...Святаго Евангелия чтение...», – и священник обращается ко всем в храме: «Вонмем». Тогда словно по команде сжимают правой рукой казаки эфесы шашек, и над ножнами сверкают отражения свечей в обнаженных на половину клинках. Значит это, что казак в любой миг готов защищать Веру свою. И что характерно – только казакам разрешено приходить в церковь при шашке. Это стародавний обычай. Откуда он?
Когда-то, после принятия казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Вроде бы все свершилось такое по весне, 27 апреля, на Семеона-ранопашца.
Первым воззвал Господь к крестьянину, мол, помоги немедля мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чой-то на пальцах прикину и отвечает: «Немедля не могу. Вот на Пахомия овес отсею, пшеничку в землю покидаю, тогда и приду!».
Опечалился Господь и послал зов боярину, у которого одних крестьян под рукой тыща была. Боярин управителя позвал, долго они на костяшках считали. Досчитались. «Ни ныне, ни на Пахомия не управлюсь, – говорит боярин. – Тут, Господь, глаз да глаз за людишками требуется. Вот на Алену они лен отсеют, с ядрицей, гречей да ячменем управятся – я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!».
Еще шибче опечалился Всевышний. Прикинул: Пахомий – 15 апреля, Алена – 21-го... Не годится. И вспомнил тут Господь о казаках. Может, их попросить? Да только слух идет, что казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по нему только и живут. Но делать нечего.
Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, саблю точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке – рубаху казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: «Господи! Дай мне, Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!».
– А на что тебе такой малый срок? – Спросил Господь.
Казак удивился: «Для казака – это срок не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по пол-минутке, того четыре минуты. Попрощаться значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять...».
На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1