В работе с бездомными людьми существует термин дромомания — склонность к бродяжничеству, но этот термин обозначает только симптом, а по одному симптому диагноза не ставят.
Почему с ними так тяжело? Потому что бродяжничество - это явление, но в этом явлении есть множество судеб со своими психологическим, физиологическими и духовными особенностями.
Как то у меня спросили: "Почему ваш Семейный дом рассчитан на небольшое количество людей? Возьмите площадь побольше, людей побольше...У вас сразу поднимется рейтинг, социальный эффект увеличится и вы сможете получать гранты на свои проекты..."
Мой ответ был следующий: "За масштабностью проекта можно упустить человека."
Вникая глубже в феномен под названием "бродяжничество", открываются новые грани этого явления, которые НИКОГДА, понимаете НИКОГДА, не позволят подходить шаблонно к этим людям. Сегодня я расскажу о нескольких "нишах" огромного сегмента социально неблагополучных людей, так называемых лиц без определенного места жительства. Если всмотреться в фазы падения этих людей, то возможно увидеть их потребности и найти способ им помочь или...оставить все как есть и честно признаться самому себе, что пока эта личность тебе "не по зубам".
Разработчик теории cоциальных практик поведения А. Векслиар описал четыре стадии десоциализации как некий необратимый процесс бездомного человека, именно эти стадии говорят о "нишах" этих людей:
1) Агрессивная фаза.
Это период активности, попыток реадаптации, стремления справиться с какой-либо чрезвычайной, катастрофической ситуацией. Среди таких катастрофических ситуаций могут быть потеря близкого человека, травма или приобретение инвалидности, потеря работы или социального статуса, развод и др.
Человек сопротивляется этим обстоятельствам и старается сохранить свой социальный мир собственными силами. Он не принимает свою новую ситуацию и себя в ней, не хочет с ней мириться.
2) Регрессивная фаза.
Постепенно приходит на смену предыдущей, поскольку человек осознал в полном объеме свою новую жизненную ситуацию, которая постепенно начинает становиться привычной.
Он постепенно принимает свой статус безработного, инвалида или разведенного. В то же время, окружающий мир начинает казаться ему менее привлекательным, более враждебным и чужим.
Постепенно надежда обрести свой прошлый мир умирает, человек становится более недоверчивым, теряет энтузиазм. Потом негативные последствия катастрофической ситуации накапливаются, человек постепенно растрачивает оставшиеся у него ресурсы, несчастный случай становится фатальным.
Такая ситуация невыносима, и индивид вынужден каким-то образом на нее реагировать.
3) Фаза с попытками разрешить конфликт и порвать с прошлым.
Обычно на этой стадии бездомный начинает думать, что поскольку ситуация его
так изменилась и он уже не может выполнять правила поведения в обществе, то он может получать какое-то вспомоществование, ничего не давая взамен. Обычно именно на этой стадии бездомные начинают злоупотреблять спиртным, они сокращают свои потребности, контактируют преимущественно только с другими бездомными, усваивают их язык. Но фактически ситуация еще не является принятой, и индивид пока не проводит разделения на два мира. Это наиболее болезненный момент личностного конфликта. Если развитие ситуации фиксируется на этой стадии, то это зачастую приводит к суициду.
4) Фаза покорности.
Конфликт ликвидирован, принят, осознан и даже начинает видеться в выгодном
свете. На этой стадии бездомные часто афиширует свое положение, появляется дискурс свободы, гордости, презрения к труду. Человек становится непостоянным, кочует с места на место. Здесь можно наблюдать аутистские механизмы, минимизирующие связи с нормальным миром, отрицание традиционных ценностей. К сожалению, главным препятствием для интеграции бездомных в общество являются они сами. Самоодобрение становится жизненно важным условием этого равновесия, условием выживания. Важной характеристикой этой стадии является деградация потребностей бездомных. Они сводятся практически только к еде.
Изучение этих стадий-ниш для меня, человека, занимающегося этим явлением более 10 лет, стало глубоким откровением. Пройдя со многими из этих людей не одно поприще и лично участвуя в их судьбах, я понимаю, что с каждым новым человеком нужно быть готовым к новым испытаниям и новым открытиям, где собственно каждый из них и является отдельной нишей, где открывается своя уникальная, ни на кого не похожая судьба. Задаю себе вопрос: "Готова ли я?" И даю себе честный ответ: "К чему-то готова, к чему-то не совсем, а что-то для меня пока выше моих сил". Не обессудьте, я не Бог, я всего лишь человек".
Нет комментариев