Петров-Водкин естественно не был первым мастером «стаканного» жанра в истории искусства. И как видим, задолго до него художники также изображали различные сосуды из стекла в своих натюрмортах, в том числе и граненные стаканы.
(Виноград. (1938). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
Во время революции граненные стаканы и стопки стали пролетарским предметом. Ещё в 1918 году на «Утреннем натюрморте» Петров-Водкин изобразил свой первый 12-гранный стакан с чаем. А напишет он их за свою творческую карьеру множество - и граненных, и обычных гладких. При чем эти натюрморты создадут целую серию полотен, посвященных стеклянному сосуду и вошедших в анналы мирового искусства.
(Розовый натюрморт. Ветка яблони. (1918г.) (Государственная Третьяковская Галерея). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
Анализируя творчество Петрова-Водкина искусствоведы пришли к выводу, что художник в буреломные революционные годы обратился к жанру натюрморта от безысходности. "Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска".
(Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. (1924г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
По-видимому лозунг: «Богатый хитер на деньги, а голь - на выдумки», под которым Кузьма Сергеевич жил всю жизнь и здесь сыграл ключевую роль.
(Черемуха в стакане. (1932г.). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
С каждым натюрмортом мастерство художника крепло, и он стал одним из выдающихся мастеров этого жанра за всю историю российской живописи. В каждой работе прослеживается как живописец умело преломляет в стеклянных гранях окружающие предметы, а на примере ложек это просматривается лучше всего. А также художник удивительным образом создал иллюзию трехмерности и наполненности сосуда.
(Утренний натюрморт. (1918г.). (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
Натюрморты Кузьмы Сергеевича со стаканами это нечто вызывающее ряд ассоциаций с неоднозначной фамилией самого художника, доставшейся ему от выпивохи-деда, который умудрился к фамилии "Петров" заполучить приставку - "Водкин". Отпечаток этой не слишком почетной фамилии, художнику пришлось нести всю свою жизнь. И это с одной стороны. Ну а с другой — незаурядную «многогранность» таланта Петрова-Водкина: художника и писателя, самоучки и теоретика, иконописца и модерниста.
(За самоваром. (1926г.) (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
(Натюрморт с чернильницей, 1934 (Государственный Русский Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
И если в изображении яблок он вплотную приблизился к мастерству Сезанна, то в граненых стаканах Петров-Водкин безусловный мастер №1 в мире.
(Натюрморт с письмами. (1925г.). (Частная коллекция). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
(Фрукты. (1934г.). (Симферопольский Художественный Музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
(Натюрморт на зеленом фоне. (1924г.) (Севастопольский художественный музей). Автор: Кузьма Петров-Водкин)
Отличная статья! У меня с советских времен есть книга этого художника, но вот о стаканах было очень полезно почитать и узнать. Люблю картины Петрова- Водкина!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3