Творчество Фрэнка Бенсона (1862—1951) является одним из удивительных примеров американского импрессионизма. Его портреты, акварели и офорты запечатлели уникальный период, своеобразную «эпоху невинности» Америки, уходящую натуру, воплощенную в чистых и чувственных тонах.
("Сёстры" 1899)
("Мои дочери" 1907)
Мало кто из его соотечественников мог похвастаться таким же постоянством в творчестве. Подобно мастерам японской гравюры, Бенсон на протяжении всей жизни совершенствовался в изображении образа современной американской женщины – воплощения «достоинства, элегантности, милосердия».
("Eleanor" 1901)
("Элеонора" 1907)
Домочадцы Бенсона вовсе не были предрасположены к творчеству. Отец будущего художника, успешный брокер, весьма прохладно отнесся к стремлениям сына: уважаемая семья из небольшого города скорее надеялась на продолжателя традиций и примерного семьянина, но никак не на творческую непостоянную личность, коей, по их мнению, являлся любой живописец.
("Чтение на солнце" 1910)
("Тихое утро" 1904)
Впрочем, брат Фрэнка, Джон Бенсон, также избрал для себя стезю художника и архитектора. Отцу Бенсона не оставалось ничего другого, кроме как уступить. Поначалу амбиции Фрэнка были весьма малы – он мечтал делать орнитологические иллюстрации для энциклопедий и справочников. Птицы были еще одним его увлечением, помимо рисования. Для этого в 18 лет он поступил в школу при Музее изящных искусств в Бостоне. По окончании обучения родители решили вознаградить его старания поездкой во Францию.
Вопреки отцовским опасениям, годы в Париже не испортили юношу. Вместе с товарищами Эдмундом Тарбеллом и Джозефом Смитом он постигал науку под руководством Гюстава Буланже и Жюля Лефевра в парижской Академии Жюлиана, давшей путевку в жизнь многим соотечественникам Бенсона. Американское искусство пребывало в некотором кризисе – там еще не существовало теоретической базы, методов, собственной школы.
Бенсон терпеливо знакомился с классическими приемами и техниками, но бурное развитие авангардных течений заронило свои семена.
Вернувшись на родину, он сам начал преподавать: вел занятия в школе искусств в Портленде, читал лекции по античной культуре в бостонском Музее изящных искусств, где когда-то начинал свой творческий путь. Там же с 1890 года он возглавлял отделение живописи.
К этому моменту от обычных работ, не ограниченных какой-либо темой и в основном изображавших природу, Бенсон перешел к женским портретам. Была ли причиной женитьба на Эллен Пэйрсон, с которой он познакомился во Франции, - неизвестно, но именно в тот период в творчестве Бенсона наиболее ярко проявилось его стремление сосредоточиться на определенном образе.
Четверо детей, появившихся в этом браке, стали источником вдохновения для многих работ. В каком-то смысле изображения девушек в белом на склонах холмов и на морском побережье, принадлежащие кисти Бенсона, стали классикой. По крайней мере, именно они идеально подходят в качестве иллюстрации для определения американского импрессионизма.
Руководствовавшиеся такими же творческими методами коллеги Бенсона составили группу «Десять американских художников» (The Ten). Помимо него туда вошел и его приятель Эдмунд Тарбелл. Другие участники группы также с тем или иным успехом реализовали себя на ниве американского импрессионизма. Лишенный части французской «вольности», их стиль стал несколько пасторальным, направленным на поиск чистых форм в окружающей природе и женской красоте.
Что же касается последней, то мало кто из «Десяти» мог тягаться с Бенсоном. Женщины были его стихией, как море для Айвазовского. Бесчисленные портреты полны такого чувства и изящества, что порой перехватывает дыхание. Его живопись была много нежнее, чем у того же Тарбелла с его резким светом и тщательно выписанными деталями.
Звонкий от пронизывающего его солнца летний воздух, обволакивающий фигуры девушек в белом, почти ощутим. Именно эта прозрачность и свежесть делают картины художника такими узнаваемыми и успокаивающими, а легкость, с которой написаны фигуры, позволяет думать, что именно так и выглядит подлинный импрессионизм - застывшее на вдохе впечатление счастья и полноты жизни.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1