Русский народ всегда отличался особым благочестием. Особенно этим отличались наши предки. В 17 веке, по описаниям путешественников, в русских городах и селах можно было увидеть удивительные сцены. Православные, простые крестьяне и горожане, проходя мимо храмов или часовен, останавливались и совершали перед ними земное поклонение. Услышав бой колокола, означающий особые моменты богослужения, прохожие останавливались и совершали крестное знамение. Длительные, особо длительные русские службы, все, начиная с царя, выстаивали на ногах, стараясь не отвлекаться на посторонние и суетные разговоры. Русь поражала гостей обилием храмов и монастырей.
Особое благоговение и почитание было перед Пресвятой Богородицей. Она воспринималась как Заступница и Хранительница. На Руси было огромное количество чудотворных и почитаемых образов Божией Матери. И с ними действительно связаны многие чудеса. Основанием этих чудес была глубокая вера и искренняя молитва.
Эта идеальная картина может показаться неверной, в опровержение ее могут привести многочисленные примеры страшных преступлений, нравственных падений известных из этой эпохи. И действительно, было много греха и неправды в повседневной, в государственной, в церковной жизни. Ужас греха и неправды всегда здесь, с нами, и человек никуда не может деться от него в земной жизни. Но реальность той Руси, Святой Руси, была в том, что жизнь русского человека, грешного русского человека, была наполнена молитвою, покаянием, благочестием.
В этот день, 13 октября в 1648 году Москва торжественно встречала список чудотворной Иверской иконы Божией Матери, присланный афонскими монахами на Русь. Для нас это сейчас до конца не понятно. Почему, зачем многочисленные горожане, от царя и патриарха до самых низов общества вышли встречать икону, которую несколько афонских монахов привезли в их город. Какое благоговение и любовь к святыне, какую веру и надежду имели эти люди, наши предки!
Для Иверской иконы была сооружена часовня в самом центре города, при входе на Красную площадь. На Афоне, Иверская икона Пресвятой Богородицы почитается как Хранительница Иверского монастыря, и поставлена над монастырскими вратами, отсюда ее другое название — Вратарница. Такой же Хранительницей и Вратарницей города Москвы стал список с этого образа. Несколько столетий существовала традиция, по которой москвичи перед отъездом из города, приходили к Иверской часовне для поклонения святыне и молитве к Божией Матери. Так же, по возвращении в родной город, первым делом шли к Иверской, Вратарнице и Хранительнице. Москвичи называли Иверскую икону просто — Матушка.
Цари, приезжая в Москву из новой столицы — Санкт-Петербурга, перед въездом в Кремль, останавливались перед часовней и прикладывались к святыни. Перед своей казнью, страшной казнью — четвертованием, попросил помолиться перед Иверской иконой бунтовщик Емельян Пугачев. С плачем поцеловав край ее ризы, он поклонился на четыре стороны собравшемуся народу и произнес: «Простите меня, православные».
Так и стояла святыня в центре большого города. С годами мало что менялось. Вокруг шумел город, со своими страстями и грехами, со своей молитвою и покаянием. Проходя мимо часовни, люди снимали шапки и кланялись Матушке, Вратарнице и Хранительнице своего города. Потом все изменилось. Причем изменилось очень быстро, в течение нескольких лет изменилась страна, люди, город. Люди стали смело и решительно строить какой-то новый мир, при этом беспощадно разрушая старый мир, не замечая, как вместе с этим разрушают свою душу, свою совесть. Кощунство и безбожие стали отличительным признаком этого нового мира. Хула и ненависть к святыни открыли всем, еще не ослепшим, истинную природу этого мира и его строителей.
Иверская часовня была несколько раз разграблена. Было вынесено много пудов ценностей, пожертвованных за годы православным народом для украшения святыни. Потом часовню передали еретикам-обновленцам. После, рядом с ней появился огромный плакат — «Религия — опиум для народа». Наконец часовня была разрушена. В истории этой святыни, как и в истории многих других святынь, раскрывается история нашего народа, история трагических изменений, происшедших с ним.
Благоговение — вот то, что определяет внутреннее состояние человека и свидетельствует о его духовном здравии. Благоговение является признаком покаяния, смирения, любви. Благоговейный человек видит свою греховность, и приступает к святыни со страхом и трепетом.
Напротив, отсутствие благоговения говорит о серьезных духовных проблемах. Как раз те изменения, которые произошли в России, с русским народом, внешне проявлялись в оскудении благочестия. С оскудением благочестия на Руси стало принято и все внешние проявления благочестия и благоговения называть «обрядоверием». Человек, теряющий веру, теряющий чувство, ощущение «святыни», перестает понимать и веру, благоговение других.
Как тогда, в годы оскудения благочестия, во время гибели Святой Руси, так и сейчас, благоговение к святыне остается признаком правильного духовного устроения, как новоначального мирянина, так и священнослужителя или монаха.
И примером истинного благочестия для нас должна быть жизнь наших предков, православных людей, таких же слабых и немощных, как и мы, таких же согрешающих, падающих, как и мы. Но они всегда, в своей внешней жизни, и в своем сердце хранили ощущение света, света святыни.
Церковь сегодня поет: «Радуйся, Вратарница, врата райские нам отверзающая!» Сподобимся и мы, грешные, молитвою и предстательством Пресвятой Богородицы, стяжать благоговение и любовь к святыне, покаяние и молитву. Аминь.
Иеродиакон Симеон (Кулагин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9