Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов по обучению дошкольников игре на шумовых музыкальных инструментах
Мастер-класса для педагогов ДОУ
Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов по обучению дошкольников игре на шумовых музыкальных инструментах
Составила и провела: Уметбаева А.Г.,
муз. рук. высшей квалификационной категории
Цель: повысить взаимодействие и уровень профессиональной компетентности педагогов по обучению дошкольников игре на шумовых музыкальных инструментах и их мотивацию на системное использование в практике.
Задачи:
* познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, по принципам Карла Орфа и Т.Ю. Тютюниковой;
* овладеть способами звукоизвлечения и навыками игры на детских музыкальных инструментах;
* познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей;
* познакомит педагогов с новыми музыкально ритмическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах.
Ход мастер – класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер – класса: «Взаимодействие педагогов по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах»
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по К. Орфу- это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». Игра - могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик,В.А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Игру на музыкальных инструментах мы используем в разных видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально- ритмическое движение) так же театральной деятельности, в выступлениях на праздниках, тематических занятиях.
Игра на инструментах - один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Главная задача наша, музыкальных руководителей воспитателей, педагогов детских садов, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, нужно дать возможность почувствовать детям, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом. Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический и тембровый слух, музыкальную память, чувство ритма.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностейдетей, без которой, практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, поэтому для воспроизведения ритма применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование.
Многие не до конца понимают важность развития чувства ритма, считая, что эта способность нужна исключительно музыкантам и танцорам. Ритм, прежде всего, развивает работу двух полушарий мозга, что благоприятно влияет на развитие слуха, зрения, речи и координации.
Сейчас мы с вами разучим ритмическое упражнение: «Ритм игра Фрукты»
Мзыкально - ритмическое упражнение: «Эхо» — одна из самых удобных форм показа нового материала и работы над ним. Здесь педагог имеет возможность проконтролировать развитие ребёнка, степень усвоения ими знаний.
Муз. пример:«Озорная полька»
Теперь от ритмов переходим к игре на музыкальных инструментах. Для каждого возраста необходимо использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты и знакомые музыкальные произведения.
В детском саду чаще всего мы используем озвученные музыкальные инструменты – игрушки ударной группы. Это ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, колокольчики, маракасы, барабан.
Сейчас мы с вами познакомимся с основными приемами игры на деревянных ложках.
Известно множество приёмов игры на ложках, но многие для детей дошкольного возраста сложны. Сегодня я покажу вам несколько основных элементарных приемов, которые являются отличным материалом для музицирования. Это те «кирпичики», из которых ребёнок потом с помощью педагога или родителей сможет построить сложные ритмические сооружения.
Посадка при игре. Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.
1-й приём: Игра двумя ложками: Черенки ложек находятся в обеих руках. Черпаки тыльными сторонами обращены друг к другу. Существует две разновидности этого приёма.
А) Когда черпачки движутся навстречу друг другу. (Показ).
Б) И когда одна ложка находится перед собой, а удар приходится другой ложкой сверху. (Показ)
Пример: «Петушок» рус.нар. мел. (репертуар младшей возрастной группы) Давайте с вами сыграем.
*Прием №2. «Тарелочки».
Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).
Приём №3. Игра «На двух ложках»
Ложки держим в правой руке, между черенками ложек находится указательный палец. Большой палец сверху. Черпаки ложек тыльными сторонами смотрят друг на друга. Расстояние между ними 2-3см. Вот и всё, ложки готовы к игре. Перед тем, как начать играть, давайте определим ударные точки, это может быть ладонь, Бедро (чуть выше колена, правой и левой ноги, удар по плечу, все эти ударные точки могут чередоваться между собой.
Музыкальный пример: «Вперёд Россия» муз. Газманова.
Игра на трещотках
Держать трещотку нужно на уровне груди или головы, чтобы зрители увидели трещотки. Кисти рук пропустить в полукольца шнуров и придерживать трещотки пальцами с двух сторон. При игре трещотки растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Короткими толчками свободной части обеих кистей, трещотка как бы сжимается. Пластинки стукаются друг о друга, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.
Игра на шумовых инструментах
Свистульки, колокольчики, бубенцы, ложки с бубенцами, коробочки с камешками (горохом), цветные горшки, бутылки с водой, свистульки с водой и т.д.
Приемы игры на всех ударно-шумовых инструментах зависят от темпа пьес, песен, плясок, ритмического рисунка и характера исполняемых произведений. Играть можно сидя на стульчиках или стоя. Поэтому приемы игры тщательно продумываются.
Все приемы игры методом показа в медленном темпе разучиваются с детьми, затем методом неоднократного повторения движений и приемов доводится до автоматизма.
Этапы обучения игре на ударно-шумовых инструментах:
1 Этап. Знакомство с инструментами:
• показ, как они устроены;
• как нужно держать;
• послушать их звучание.
2 Этап.
Раздать детям инструменты и дать возможность на них поиграть, а дети самостоятельно придумывают ритмический рисунок.
3. Этап.
Работа над музыкальным произведением.
Ещё хотелось бы вас познакомить с с методами и приёмами игры на металлофоне и ксилофоне.
При игре на металлофонеили ксилофоне, ребенок должен в первую очередь освоить правильную посадку, положение руки и владение молоточком (Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу.). Затем проходит работа над звукоизвлечением (Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которыми ударяют посередине пластинок. Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими.).
Говорить о металлофоне и обучать элементарным приемам игры на нем мы начинаем уже средней группы. При этом можно использовать такие упражнение, как часики:
Упражнение «Часики»
Злой волшебник появился в нашем городе. Он перепутал все часы города, и теперь они забыли, как им надо тикать. Давайте вместе поможем жителям города и покажем часикам, как нужно тикать. Большие часы на башне гудят бом-бом. Настенные часы идут быстрее – тик-так, тик-так. Наручные часы (маленькие) тикают еще быстрее – тики-тики, тики-тики.
Вначале, необходимо показать детям на металлофоне как тикают разные часы, предложить сделать это совместно. Затем можно просить выполнить это задание самостоятельно, при этом показывая карточку с изображением тех или иных часов.
Упражнение «Дождик»
Ребята, закройте пожалуйста глаза, и представьте, что за окошком капает весенний дождик. (Педагог легко стучит по одной пластинке металлофона, не торопясь имитируя капельки дождя). Капельки легко и не спеша падают на землю. Вдруг дождь стал сильнее и капельки стали падать все быстрее и быстрее. (Имитация)И вот пошел совсем сильный дождь.
А теперь возьмите палочку и давайте попробуем вместе показать, как капает дождик. Вначале капельки падают медленно, затем быстрее.
А после дождя появилась радуга (глиссандо по всем пластинка металлофона).
По аналогии этих упражнений можно придумать еще очень много интересных заданий для разных возрастов. Эти приведены как пример из опыта работы.
С детьми старшего дошкольного возраста, когда они уже знакомы с понятием длительности звуков мы используем партитуры музыкальных пьесок и песен.
Сейчас по партитуре мы сыграем, всем хорошо знакомую, песеню
А. Филиппенко «Детский сад»
Так же в системе К. Орфа и Т. Тютюниковой используется цветная систему обучения. Что это значит и как она в работе с детьми используется? Цветная система используется в музыкальных инструментах с диатоническим звучанием – это металлофоны, ксилофоны, колокольчики.
Каждый звук (нота) имеет свой цвет.
Сейчас мы с вами сыграем русскую народную песню: «Во поле берёза стояла»
Карл Орф, задумав полвека назад обучение детей музыке и игре на музыкальных инструментах, заботился не только о музыкальном воспитании, но и ставил вопрос значительно шире- о воспитании творческой личности. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создает условия для творчества детей.
Надеюсь, данный материал был полезен для вас, и вы сможете использовать полученные сегодня навыки в своей творческой работе с детьми.
Благодарю за внимание!
Использованная литература:
1. Тютюнникова Т.Э. «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа»
2.Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».
3. Тютюнникова Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками».
https://digital.wildberries.ru/offer/426301
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев