Конспект занятия по логоритмике в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
на тему: «Новый год и зимние забавы».
Подготовили: учитель-логопед Ляпина И.В.
Музыкальный руководитель Уметбаева А.Г.
Задачи:
развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
формировать слоговую структуру слова (отхлопыванием ритмических рисунков слова);
укреплять артикуляционную моторику (артикуляционные упражнения);
подбирать прилагательные к слову зима, снежинки;
образовывать родительный падеж имен существительных;
развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения);
формировать связную речь через игры-диалоги, подвижные игры;
воспитывать умение воздействовать на биологически активные точки, для профилактики простудных заболеваний;
воспитывать умение внимательно слушать педагога.
Ход занятия.
Организационный момент
Дети забегают в зал под музыку: «Снежные бабочки» (автор Ю.Селиверстова) становятся в круг, кружатся на месте под музыку.
Приветствие.
Диалог логопеда и детей. Проговаривание текста с прохлопыванием ритмослогов.
Логопед:
Здравствуйте, ребята! (ти-ти-ти-ти-ТА-ТА)
Дети: Здравствуйте! (ТА-ТА-ТА)
Логопед: Будем заниматься? (ти-ти-ти-ти-ТА-ТА)
Дети: Да, да, да! (ТА-ТА-ТА)
Логопед:
Намело, навьюжило,
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели. (Н. Гончаров)
-О чем это стихотворение?
Дети: О Зиме.
Логопед: Дети, а какой праздник к нам приходит зимой?
Дети: Новый год!
Логопед:
Новый год все ближе, ближе,
С нетерпением ждем мы!
Он, как бусинки, нанижет
И исполнит все мечты!
Логопед: Вот и наступила зимушка-зима, а вместе с ней и Новый год! Зимушка- хрустальная в гости к нам пришла, сколько же искристого снега намела! Посмотрите на нее!
Логопед: Дети, чего бывает много зимой?
Дети: Снега.
Логопед: Зима, какая?
Дети: Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.
Логопед: Зима хочет рассказать о себе и поиграть с вами в снежные игры.
Ритмическая разминка.
Цель: выработка правильной осанки; навыки движения по кругу и легких прыжков; закрепление понятия «право» и «лево»; развитие слухового внимания.
• Дружно, четко мы шагаем, зиму весело встречаем (ходьба-марш по кругу).
• Надо нам лопатки взять, снег с дорожек убирать (скользящий приставной шаг).
• Ну а снег метет, метет, отдохнуть нам не дает (ходьба по кругу с покачиванием рук вправо—влево перед собой).
• А деревья за окном спят волшебным тихим сном (остановиться, руки в стороны—вверх, закрыть глаза) .
• Зайчик скачет на опушке, чтобы не замерзли ушки (прыжки на носках друг за другом).
• А медведь в берлоге спит, сладко мишенька сопит (присесть, сложенные ладони поднести к уху).
• Чтоб в мороз не замерзать, птичкам надо полетать (бег на месте на носках, взмахи руками в стороны).
Упражнение: «Мороз»
Цель: развитие ритмической стороны речи и певческого дыхания.
Логопед:
Сильный мороз
(Вдох через нос, шумный выдох)
Заморозил наш нос
(в ладошку, которой прикрыто лицо)
Носик погреем,
Подышим скорее (глубокий вдох через нос)
Логопед:
А теперь мы дружно сядем, а зимушка–зима загадает загадку: ( на развитие сообразительности)
Полетала, покружилась,
На дорожку опустилась,
И сверкает, словно льдинка
Белоснежная …
Дети: Снежинка.
Логопед: Посмотрите, на снежинки, какие они?
Дети: Красивые, ажурные, хрупкие, холодные…
Муз. рук. Фонопедическое упражнение «Снежинки»
Цель: развивать голосовое, диафрагмальное и брюшное дыхание; стимулировать гортанно –глоточный аппарат; стимулировать деятельность головного мозга.
• Снежинки жили в большой снеговой туче.
• Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).
• Налетел ветер и стал качать тучу по небу (пропевают звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).
• Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»)
Артикуляционная гимнастика.
Цель: продолжать развивать переключаемость артикуляционных движений ( каждая артикуляционная поза удерживается в течении 3-7 секунд).
Снежинки попали нам на губки. Дотронемся до них язычком – «чашечкой», но сначала сделаем «лопаточку», расслабим язычок, а потом загибаем края языка и «чашечкой» дотрагиваемся до верхней губы.
Упражнения: «Мы погреемся»
Цель: развитие силы звука, интонационной выразительности речи, слухового внимания.
Под мелодию русской нар. песни: «Коробейники»
Мы погреемся немножко (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Мы похлопаем в ладошки: (Останавливаются и хлопают в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем (Двигаются по кругу)
Мы потопаем скорее: (Останавливаются и притопывают)
Топ, топ, топ, топ.
Рукавицы мы надели (Вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверх-вниз, будто показывая рукавицы)
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг. (Исполняют прыжки на месте)
Мы с Морозом подружились (Изображают снежинки, кружатся )
Как снежинки закружились: «разлетаются» в разные стороны)
Да-да-да!
Логопед: Упражнение: «Снежинки»
Цель: развитие согласованности движений и музыки.
Превращаемся в снежинки.
Заметем мы все тропинки.
(Дети надевают полоски-маски снежинок).
Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит
И снежинки в танце кружат
(играет быстрая музыка, «снежинки летают»-дети врассыпную бегают по залу).
И вот — тихий-тихий снег идет
(«Дети-Снежинки» на носках бесшумно передвигаются по залу под музыку).
Игра «Снежки»
Цель: регуляция мышечного тонуса мышц рук и корпуса.
Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга. Возле ног у них лежат снежки из ваты.
Дети:
Мы в снежки играем смело.
Ах, какое это дело!
(«лепят» снежок)
Хлоп! Хлоп! Не зевай!
А теперь в меня бросай!
(дети бросают снежки друг в друга, уворачиваются от летящих в них снежков).
После игры дети садятся на стульчики.
Массаж биологически активных точек «Неболейка»
Цель: координация речи с движениями, активизация биологически активных точек с целью профилактики сезонных заболеваний.
Логопед: Поиграли мы отлично. Однако, увлекшись зимними забавами, можно легко заболеть! Но нам простуда не страшна. Почему? (мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).
Упражнение - игра: «Снеговик»
Цель: развитие памяти, внимания, согласованности, речи, движения и музыки.
Под русскую нар. мел. «Пойду ль…»
Раз – рука, два – рука
(Дети вытягивают руки вперед)
Лепим мы снеговика. (Лепят руками)
Три – четыре, три – четыре (Идут по кругу)
Нарисуем рот пошире. (Рисуют круг)
Пять – найдем морковь для носа (Сужают круг)
Угольки найдем для глаз. (Расширяют круг)
Шесть – наденем шляпу косо (Выполняют «пружинку»)
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь (Выставляют ногу на пятку)
Мы сплясать его попросим.
Девять – десять – снеговик
(Хлопают в ладоши)
Через голову – кувырк… (Кружатся дробным шагом)
Ну и цирк! (Поднимают руки вверх)
Упражнение «Родственные слова»
Цель: формировать умение составлять родственные слова с опорой на картинки.
Логопед: Давайте подберем слова-родственники к слову СНЕГ
Релаксация
Цель: формировать умение произвольно расслаблять мышцы.
Логопед.
Снежинки устали. Они хотят отдохнуть, и дети отдыхают вместе с ними.
Дети ложатся на ковер под расслабляющую музыку: А. Вивальди «Времена года. Зима. Часть 2» .
Подведение итогов. Рефлексия.
Музыка затихает, дети встают в круг.
Логопед:
Вот и всё, ребята! Наше Снежное занятие подошло к концу. У меня в руке остался один снежок. Давайте передадим его друг другу и каждый скажет, что ему больше всего понравилось сегодня.
-Мне больше всего понравилось ваше прекрасное настроение!
Конспект занятия по логоритмике в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
Лексическая тема «Домашние животные»
Подготовили: учитель-логопед Ляпина И.В.
музыкальный руководитель Уметбаева А.Г.
Задачи:
Обучать употреблению творительного падежа имен существительных, упражнение в согласовании слов по падежам;
Закреплять и уточнять знания детей о домашних животных и их детенышах;
Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
Закреплять умения детей отвечать на вопросы полными ответами;
Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
Воспитывать умение слушать внимательно.
Ход занятия
Логопед.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети, кто из вас был у бабушке в деревне? Я приглашаю Вас в деревню. (Звучит рус. нар мел. «Ах, вы сени»). Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, на картинках
Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
Кто, на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет: «Ме-е-е»?
Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая «Хрю-хрю»?
Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит,
И у дома своего,
Ржёт негромко: «И-го-го»?
Кто пасётся на лужайке,
Без панамки и без майки,
Отгоняет вредных мух,
И мычит протяжно: «Му-у-у»
Логопед:
Молодцы! Давайте посмотрим правильно ли всё отгадали. Когда ребята отгадывают загадки, (логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашних животных)
Дыхательные и мимические упражнения.
Кошка зашипела [шшшшшшшшшшшшшш]
Собака зарычала [ррррррррррррррр]
Корова замычала [мммууууууу]
Коза заблеяла [ммееееееееее]
Баран заблеял (ббееееееееее)
Логопед: (показывает на экране)
Что это? (Деревня) А это? (Лес) Распределите животных по своим местам обитания. Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? (Стадо). Когда пасутся кони? (Табун). Пасутся овцы? (Отара). Кто их пасет? (Пастух). А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»
Дидактическая игра «Найди маму детёнышу».
На экране дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.
У собаки кто? - щенок;
У коровы кто? - теленок;
У лошади кто? - жеребенок;
У кошки кто? - котенок;
У свиньи кто? - поросенок;
У козы кто? - козленок;
У кролика кто? - крольчонок.
Музыкальный руководитель:
Дети, предлагаю вам поиграть в игру: «Шёл козёл по лесу» русская народная мелодия.
Цель игры: развитие согласованности движений, речи и музыки.
Логопед: (загадывает загадку про кошку)
Милая мордашка, хвостик и усы
Лапками своими не царапай ты.
Изогнувши спинку, не шипи на нас.
Лучше - ка отведай молочка сейчас».
Логопед : Почему вы догадались, что это кошка?( Ответ: Потому, что есть хвостик, усы, шипит, любит молочко…)
Артикуляционные упражнения:
«Лакаем молоко», « Оближи губки» «Спрячь языком верхнюю губу», «Спрячь языком верхние зубы», « Чашечка»
Игра:«Кошка»
Цель: развитие согласованности движений, речи и музыки.
под мелодию русской народной песни: «Из - под дуба…»
Кошка хвостиком играла
Вот так, так, так, так, так, так!
(руки на поясе, полуприсед на месте с поворотом вправо-влево)!
Веселилась, хохотала.
Вот так, так, так, так, так, так!
(наклоны туловища вперёд-назад)!
Мячик по полу катала.
Вот так, так, так, так, так, так!
(присесть; имитация движения)!
И по комнате скакала.
Вот так, так, так, так, так, так!
(встать, прыжки на месте)!
А потом устала кошка
(присесть)
И поплакала немножко
(закрыть лицо руками).
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кошку утешать
(подняться, погладить себя по плечам).
Упражнение на развитие темпо – ритмической стороны речи: «Гости»
По русскую народную музыку «Калинка» дети выполняют ритмические движения.
Как у кисы в гостях
Два теленочка в лаптях ( бег на носочках)
Козленочек в сапожках (ходьба с высоким подъемом ног),
А козочка в сережках ( ходьба на пятках)
Барашек в кафтане ( дробный шаг)
Свинка в сарафане ( ходьба в перевалочку)
А корова в юбке ( шаг с притопом)
В теплом полушубке.
Вместе всех собрали
В хоровод все встали.
( дети встают в кружок)
Логопед:
Кто шел первым? ( два теленочка).
Кто был последним?( Последней была корова).
Кто был перед коровой? ( Перед коровой была свинка)
Логопед:
Мы с вами немного отдохнули. Ответьте на вопрос: Чем питаются домашние животные?
Игра «Кто, чем питается?» (использование картинок)
Логопед:
Чем питается корова? (Травой, сеном).
Чем питается кошка? (Рыбой).
Чем питается собака? (Косточками).
Чем питается коза? (Травой).
Чем питается кролик? (Морковкой).
А почему осталась тарелка?
Потому что тарелка - это посуда.
Логопед:
Молодцы! Вы все справились с заданием. Вам понравилось в деревне? Какие животные вам там повстречались? У кого из вас есть дома домашнее животное? Какое животное живет у тебя дома? Как вы ухаживаете за ними? (Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)
Итог занятия. Звучит музыка: «Ах, вы сени»
Конспект занятия по логоритмике в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
Лексическая тема «Домашние птицы»
Подготовили: учитель-логопед Ляпина И.В.
Музыкальный руководитель Уметбаева А.Г.
Задачи:
учить координации движений, речи и музыки;
продолжать развивать мимическую и артикуляционную моторику;
пополнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние птицы»;
закреплять навык образования предложного падежа существительных во множественном числе
развивать силу голоса;
развивать динамический слух, слуховое внимание и ловкость;
воспитывать навык самоконтроля за речью.
Ход занятия.
Звучит аудиозапись голосов домашних птиц.
Логопед:
Дети, вы догадались какая тема нашего занятия?
Затем на наборном полотне дети находят и называют тех птиц, чьи голоса они слышали, и тех, чьи голоса не звучали, дают им общее название.
Упражнение на развитие движений под музыкальное сопровождение.
Звучит рус.нар. мел. «Ах, вы сени»
Вот красавец петушок,
На макушке гребешок.
Очень гордо он шагает,
Лапы кверху поднимает.
(Ходьба с высоким подниманием коленей)
На своих коротких ножках
Утки ходят по дорожке.
(ходьба, как уточка).
Логопед проводит мимическую и артикуляционную гимнастику.
1. Мимические упражнения
Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать.
Петух готовится петь.
Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.
2. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
3. Упражнения губ и щек
Индюк.
Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
Уточка пропускает водичку через клюв.
Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.
Широкий клюв утки и селезня.
Вытянуть вперед сомкнутые губы.
4.Упражнния для языка.
Клювы домашних птиц.
Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.
Индюшонок учится «болботать».
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук л.
Индюки «болбочут».
Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл».
Упражнение «Птичьи семьи» (актуализация словаря по лексической теме)
- Тот, кому я брошу мяч, скажет, кто входит в птичью семью, которую я назову.
Куриная семья – петух, курица, цыплята;
Утиная семья – селезень, утка, утята;
Индюшачья семья – индюк, индюшка, индюшата;
Гусиная семья – гусь, гусыня, гусята.
Упражнение на закрепление навыков образования предложного падежа существительных во множественном числе «О ком заботятся мамы?»
Дети составляют предложения по образцу: «Утка заботится об утятах»
индюшка, индюшата
гусыня, гусята
курица, цыплята
Упражнение на координацию движений с речью и музыкой.
Разучивание потешки: «Купим мы бабушка…»
Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок шолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка , себе кисоньку, (2 раза)
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Подвижная игра «Усатый кот».
Развитие динамического слуха, внимания и ловкости.
Усатый кот спит у двери кладовой. На звучание тихой музыки «мышки» пробираются в кладовую. На громкую музыку «кот» просыпается и ловит «мышей».
Релаксация.
Дети сидят на стульчиках и слушают колыбельную в исполнении В.Рябковой: «Прилетели гулюшки».
Итог занятия. Рефлексия.
Комментарии 3