Конспект занятия по логоритмике в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
на тему: «Цветочное счастье».
Лексическая тема: Комнатные растения.
Подготовили: учитель-логопед Ляпина И.В.
музыкальный руководитель Уметбаева А.Г.
Задачи:
развитие силы, высоты, тембра и интонационной выразительности речи.
развитие мимической моторики;
учить детей правильно извлекать звук. Играть ритмично. Различать двухчастную форму музыкального произведения;
закреплять умение согласовывать существительные с числительными (от 1 до 5);
развитие интонационной выразительности речи;
актуализация словаря по теме «Комнатные растения»;
закрепление навыка согласования числительных с существительными.
учить детей анализировать текст, выделять главную мысль.
Оборудование:
презентация к занятию;
музыкальный центр.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети под музыку (русская народная песня «Пойду ль я...») спокойным шагом заходят в зал и становятся вкруг.
Ну-ка посмотри вокруг
слева- друг и справа- друг!
Игра «Здравствуй, дружок!» М. Картушина, муз. С. Коротаевой
Здравствуй, дружочек,
Здравствуй, дружок! Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.
Встанем мы вместе с тобою в кружок.
Дружно по кругу с тобою пойдем,
Здороваться вместе начнем! Взявшись за руки, идут по кругу.
-Здравствуйте, здравствуйте, ручки!
-Хлоп, хлоп! Вытягивают вперед руки.
Хлопают.
-Здравствуйте, здравствуйте, ножки!
-Топ, топ! Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.
Топают.
-Здравствуйте, наши ладошки!
-Хлоп, хлоп! Поворачивают ладошки.
Делают «тарелочки».
-Здравствуйте, наши коленки!
-Шлеп, шлеп! Гладят колени ладошками.
Шлепают ладонями по коленям.
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!
Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.
Двигаются боковым галопом по кругу, руки на поясе.
Объявление темы.
Логопед: Дети, какая у нас тема недели? (Комнатные растения). Верно. Посмотрите на экран (СЛАЙД 2). Как прекрасны эти цветы. Давайте выразительно расскажем стихотворение.
Упражнение «На окне».
Цель: Развитие силы, высоты, тембра и интонационной выразительности речи.
На окне цветут цветы (спокойно)
Небывалой красоты!(восклицательно)
За окошком осень, дождь..(печально)
На окошке россыпь роз!!!(радостно)
Логопед: Сегодня мы совершим путешествие в волшебное царство под названием Цветочное счастье. Для этого нужно пройти через цветочные ворота (СЛАЙД 3).
Под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» дети хороводным шагом проходят через цветочные ворота и садятся полукругом.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве под названием Цветочное счастье, все жители-прекрасные цветы, были всегда дружны и несказанно счастливы. Правил этим государством царь - Фикус Первый. Он был хранителем источника счастья - золотой семечки. И было у того царя три сына. Старшего звали Кактус, самый сильный и серьезный из братьев. Средний-Гибискус, он очень любил читать и считался самым умным в Цветочном счастье. Младшенького звали Цикламен. Он не отличался ни особой силой, ни умом. Но зато он был очень добрым.
И вот однажды в нашем распрекрасном царстве случилась беда. Злой ворон Чернокрыл обманным путем забрался во дворец и выкрал Золотую семечку (СЛАЙД 5). Утащил он ее далеко-далеко в свое гнездо на старом дубе.
Тут же все, некогда радостные и счастливые жители нашего царства-государства, превратились в самых несчастных на свете созданий.
Мимическое упражнение «Эмоции».
Дети последовательно изображают эмоции:
Счастье
Удивление
Страх
Грусть
Несчастье
Что делать? Как быть? Нужно спасать царство-государство. Дал Фикус-Первый своим сыновьям наказ снаряжаться в дорогу - спасать источник счастья - Золотую семечку.
Первым к ворону отправился старший и самый серьезный брат - Кактус. Подошел он к старому дубу и говорит Ворону: «А ну верни нашу Золотую семечку немедленно!». А ворон ему отвечает: «Скучно мне Кактус, повесели-ка ты меня, сыграй что-то, что потешит мою душеньку».
Дети, давайте поможем Кактусу, ведь один в поле не воин (СЛАЙД 6).
Игра на музыкальных инструментах (ложках и трещотках) русской народной мелодии « Во саду ли, в огороде…».
Цель: учить детей правильно извлекать звук. Играть ритмично. Различать двухчастную форму музыкального произведения.
Логопед: Послушал ворон музыку и говорит: «Хороша ваша музыка, да только все равно у меня на душе не весело, не отдам я тебе Кактус-колючка вашу Золотую семечку, уходи прочь!». Вернулся Кактус в свое царство ни с чем.
Вторым попытать счастье собирается средний брат - Гибискус. Решил он хитростью да умом своим брать Ворона Чернокрыла. Подошел к старому дубу и предлагает недругу: «Давай я тебе, ворон, порядок наведу в твоем хозяйстве. Считаю я хорошо, склад разгребу, запасы твои все пересчитаю». Ворон обрадовался такому предложению, много он за жизнь свою натаскал из цветочного царства в гнездо разных вещей, сам разобраться в своем богатстве не может. «А давай попробуем, Гибискус-наиумнейший!».
Дети, поможем и Гибискусу справится с этой нелегкой задачей?
Упражнение «Посчитай-ка».
Один лист, два листа.....пять листьев (СЛАЙД 8)
Один стебель, два стебля.....пять стеблей
Один лепесток, два лепестка.....пять лепестков
Один корень, два корня....пять корней (СЛАЙД 9)
Один бутон, два бутона.....пять бутонов
Одна семя, два семени.....пять семян
Навел порядок Гибискус в гнезде ворона, а тот подумал-подумал, да и передумал отдавать Золотую семечку счастья. Вернулся и Гибискус домой ни с чем.
Собирается к ворону и третий братец - добрый и сердечный Цикламен (СЛАЙД 10). Подошел он к старому дубу, смотрит на черную птицу и видит, что глаза-то у ворона грустные (СЛАЙД 11). Спрашивает Чернокрыла: «А зачем тебе нужна наша Золотая семечка?». Ворон ему и отвечает: «Много лет я живу тут на старом дубе один одинёшенек, скучно и грустно мне. Вижу, как вы все счастливы в своем Цветочном счастье. Проведал я, что источник вашего счастья в этой Золотой семечке и решил выкрасть ее, чтобы тоже стать счастливым. Да только что-то до сих пор на душе моей грусть-печаль».
Отвечает ему тогда Цикламен: «Вот ты столько лет на свете живешь, а не понял истины - не в золоте счастье, а в друзьях да родных, которые рядом. Ты оттого несчастен, что один живешь. Прилетай жить к нам в царство. Только верни семечку назад. Без нее грустит цветочный народ, потому что будущего у него нет без семени-то».
Вернулся Цикламен домой не только с Золотой семечкой, но и с новым другом (СЛАЙД 12). Снова в государстве Цветочное счастье слышны радостные голоса, смех да веселье.
Обсуждение сказки. Выделение главной мысли из текста.
Итог занятия. Рефлексия.
Конспект занятия по логоритмике в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
на тему: «Квартира. Мебель».
Подготовили: учитель-логопед Ляпина И.В.
музыкальный руководитель Уметбаева А.Г.
Задачи:
развитие речевого дыхания;
развитие мимической и артикуляционной моторики;
нормализация мышечного тонуса;
закрепление навыка подбирать слова-признаки по теме занятия;
развитие интонационной выразительности речи;
актуализация словаря по теме «Квартира. Мебель»;
формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений;
развитие слухового внимания, памяти;
воспитание и развитие чувства музыкального ритма.
Оборудование:
деревянные ложки;
музыкальный центр.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети под музыку (русская народная песня «Пойду ль я...») заходят в зал и становятся вкруг.
Музыкальное приветствие
«Музыкальная лесенка»
Здравствуйте, здравствуйте, (до - ми - СОЛЬ, до - ми - СОЛЬ)
Здравствуйте, ребята! (соль - фа - ми - ре - до - ДО)
Дети:
Здравствуйте, здравствуйте, все, все, все!
(СОЛЬ - соль - соль - Соль - соль - соль - СОЛЬ - СОЛЬ - СОЛЬ!)
Объявление темы.
Логопед: Как свободно в этом зале! А в группе у вас тоже свободно? (Ответы детей). В зале только стулья, другой мебели нет. А в группе какие предметы мебели есть? (Ответы детей). Какие еще вы знаете? (Ответы детей).
Вы догадались, о чем будем говорить и петь на нашем занятии? (Ответы детей).
Артикуляционная гимнастика.
1. «Домик открывается».
Рот широко открыт. Язык спокойно спит (слегка улыбнуться , медленно открыть рот-как для пропевания звука А- подержать рот открытым под счет до 10сек.- следить, что бы язык не шевелился).
2. « Забьем гвозди»
Мы построим дом большой, забьем гвозди в нем (улыбаться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и
многократно повторяя:
• дддд
• ттттт
• т-д-т-д-т
Упражнение, регулирующее мышечный тонус и дыхание.
Логопед: Из чего делают мебель? (Ответы детей). Что с деревом делают сначала....а потом? (лесорубы рубят дерево, затем на лесопилке плотники его пилят, потом на мебельной фабрике столяры стругают доски рубанком). Давайте и мы так попробуем (дети выполняют имитирующие движения)
Сначала лесорубы рубят деревья «Ух! Ух! Ух!».
Затем их пилят: «Ших-ших-ших!».
Потом столяры рубанком стругают доски, что делают их гладкими: «Вжих! Вжих!».
Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
(Ответ детей - ложки!)
Из какого материала они сделаны?( Ответы детей)
Для чего нужны ложки? (Ответы детей)
Правильно! Эти ложки - музыкальные!
Упражнение для развития чувства темпа и pитмa.
(под русскую народную мелодию: « Ой, утушка луговая..дети исполняют ритмическое упражнение.)
Игра «Уборка».
Логопед: Мы хорошо поработали, теперь можно и поиграть. Чтобы мебель была чистой и долго служила человеку, с нее стирают пыль, пылесосят. Представим себе как весело танцуют, кружатся пылинки в лучах солнца, потом опускаются на пол, их собирает пылесос. Дети - «пылинки» садятся на пол, спина и плечи расслаблены, голова наклонена вперед - вниз, руки опущены. До кого из них дотронется ребенок - «пылесос», тот встает и идет на место.
Развитие мелкой моторики
«Мебель»
Раз, два, три, четыре,( загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку(загибают пальчики начиная с большого)
А в буфет поставим чашку
Что бы ножки отдохнули
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали
А потом мы с котом
Посидим за столом
Чай с вареньем дружно пили (попеременно хлопают в ладоши стучат по столу)
Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши стучат по столу)
Музыкальный руководитель:
Хорошо в нашем доме - мы и пели и играли, но ещё мы не плясали.
Дети. сегодня мы познакомимся с новым словом: «СЕНИ»
Кто из вас гостил в деревне у бабушки, наверно, слышал такое слово.
(Ответы детей)
Се́ни (сенцы) — входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей, выполняющий роль теплового (ветрозащитного) тамбура.
Танцевальная импровизация под русскую нар. мелодию
«Ах вы сени, мои сени»
Упражнение «Скажи одним словом»
Логопед: Давайте сядем на стулья, отдохнём и вспомним на какой вопрос отвечает слово-признак? Давайте подберем слова-признаки.
- Тумба для обуви - какая? (обувная)
- Тумба для белья - какая? (бельевая)
- Стол для обеда - какой? (обеденный)
- Стол для журналов - какой? (журнальный)
- Стол, за которым пишут, - какой? (письменный)
- Стол для компьютера - какой? (компьютерный)
- Шкаф для книг - какой? (книжный)
- Шкаф для посуды - какой? (посудный).
Игра «Музыкальные стулья» (под русскую народную музыку «Полянка»).
Для игры необходимо взять стулья в количестве на один меньше, чем число игроков. Стулья надо расставить в круг (спинками вовнутрь), а игроков расположить вокруг стульев.
Участники начинают медленно бежать вокруг стульев. В тот момент, когда музыка неожиданно замолкает, игроки быстро садятся на ближайший стул. Тот, кому стула не досталось, выбывает из игры. Логопед убирает один стул и игра продолжается. Оставшийся последний участник становится победителем.
Релаксационная пауза.
Дети садятся на свои места. Закрывают глаза и слушают колыбельную «Уж как сон ходил по лавке» в исполнении Валентины Рябковой.
Итог занятия. Рефлексия.
Конспект занятия по логоритмике в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
на тему: «Электроприборы».
Подготовили: учитель-логопед Ляпина И.В.
музыкальный руководитель Уметбаева А.Г.
Задачи:
развитие дыхания и автоматизация поставленных звуков;
развитие мимической и артикуляционной моторики;
развитие чувства темпа и ритма (размер 2/4);
актуализация словаря по теме «Электроприборы»;
формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений;
Оборудование:
деревянные ложки;
музыкальный центр.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети под музыку (русская народная песня «Пойду ль я...») заходят в зал и становятся вкруг.
Музыкальное приветствие
«Музыкальная лесенка»
Здравствуйте, здравствуйте, (до - ми - СОЛЬ, до - ми - СОЛЬ)
Здравствуйте, ребята! (соль - фа - ми - ре - до - ДО)
Дети:
Здравствуйте, здравствуйте, все, все, все!
(СОЛЬ - соль - соль - Соль - соль - соль - СОЛЬ - СОЛЬ - СОЛЬ!)
Объявление темы.
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по дому и рассмотрим электроприборы, которые помогают нам содержать дом в чистоте, готовить вкусную еду и проводить интересно свободное время.
Игра «Электроприборы». Развитие дыхания и автоматизация поставленных звуков.
Логопед: Давайте превратимся в электроприборы и изобразим как они работают. Не забываем перед «включением» вдохнуть через нос.
Пылесос: много пыли собралось, мы включили пылесос: Ш-Ш-Ш-Ш.
Утюг: электрический утюг, перегладил кучу брюк: Щ-Щ-Щ-Щ.
Фен: в этом маленьком предмете появился теплый ветер: Фь-Фь-Фь-Фь.
Миксер: пять яиц, стакан муки, масло, чашка, две руки. Сода, соль и молоко –миксер крутится легко: Ж-Ж-Ж-Ж.
Холодильник: Что сказать про холодильник? Без него нам не прожить. Одному ему по силам все продукты сохранить: Л-Л-Л-Л.
Мясорубка: Мясорубка пригодится всем хозяйкам-мастерицам: Р-Р-Р-Р.
Развитие общей моторики
«Электроприборы»
Дома в комнате моей
Вижу множество друзей, Маршировать по кругу
Из пластмассы и железных,
Очень нужных и полезных. Наклоны туловища в сторону
Мне для света, например,
Служат люстра и торшер. Наклоны головы вперед-назад
В холод лучший мой приятель
Электрообогреватель. Обнять себя, как бы согреться
Для глаженья лучший друг —
Электрический утюг. Шагать по кругу не отрывая стоп от пола
Пылесос мне помогает —
В доме чисто убирает. Наклоны туловища вперед-назад
Электрощипцы и фен
Сделают прически всем, Руки вверх и покачать вперед-назад
Много дел домашних, братцы
Где приборы пригодятся! Похлопать в ладоши
Упражнение «Электрический ток» на развитие чувства темпа и ритма.
Логопед: Как много в нашем доме различных электроприборов. Скажите, с помощью чего работают электроприборы? ( помощью электрического тока)
Давайте мы с вами покажем, как "бежит" электрический ток по проводам.
Дети, взявшись за руки, в кругу, под музыку русской нар. песни «Калинка», ускоряя и замедляя темп, на сильную долю музыки приседая поочередно, показывают "электрические волны".
Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
(Ответ детей - ложки!)
Из какого материала они сделаны?( Ответы детей)
Для чего нужны ложки? (Ответы детей)
Правильно! Эти ложки - музыкальные!
Упражнение для развития чувства темпа и pитмa.
(под русскую народную мелодию: « Ой, утушка луговая.».дети исполняют ритмическое упражнение.)
Игра «Уборка».
Логопед: Мы хорошо поработали, теперь можно и поиграть. Чтобы мебель была чистой и долго служила человеку, с нее стирают пыль, пылесосят. Представим себе, как весело танцуют, кружатся пылинки в лучах солнца, потом опускаются на пол, их собирает пылесос. Дети - «пылинки» садятся на пол, спина и плечи расслаблены, голова наклонена вперед - вниз, руки опущены. До кого из них дотронется ребенок - «пылесос», тот встает и идет на место.
Игра «Стоп ток».
Логопед: мы сказали, что электроприборы работают благодаря току. Но иногда случается так, что электричество отключают. Тогда и все электроприборы останавливают свою работу. Давайте покажем, как это происходит. Выберете в какой из электроприборов вы хотите превратиться. Когда слышите музыку-начинайте свою работу. Если услышите слова «Стоп ток», значит электричество отключили и что вам нужно сделать? (ответы детей). Верно, остановиться и замереть.
Дети под русскую народную мелодию « Ах, вы сени… »перемещаются по залу изображая электроприбор и имитируя его движения и звук. Как только логопед произносит слова «Стоп ток», дети замирают на месте.
Релаксационная пауза.
Дети проходят на свои места.
Логопед: Дети, а с чем ни в коем случае нельзя соприкасаться электроприборам? (с водой). Почему электроприборам нельзя соприкасаться с водой? (ответы детей). Верно. Помните всегда об этом! Но вода только для электроприборов страшна. А нам без нее не прожить. И даже сегодня она нам поможет расслабиться и отдохнуть после занятия. Давайте закроем глаза и послушаем как течет вода.
Дети слушают трек «Звуки природы. Журчание ручейка».
Итог занятия. Рефлексия.
Комментарии 6