"ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ПЕДАГОГОВ"
#педагогам
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
• Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
• Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
• Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
• Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранению нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
• Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Выразительность - важнейшее качество звучащей речи.
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя»
(Н.С. Рождественский).
Выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Педагог использует следующие интонации:
спокойные и взволнованные;
сдержанные и оживленные;
лукавые и простодушные;
торжественные и деловые;
вопросительные и утвердительные;
радостные и грустные;
Все интонации помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное.
Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.
Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.
Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:
• фразовые и логические ударения: выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко; (Практическое задание №1)
• паузы. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц; (практическое задание №2)
• движение голоса по высоте, силе, тембру: окраска, качество звука, модуляция высоты тона при произнесении фразы; (Практическое задание № 3)
• темп речи: протекания речи во времени, ее ускорение или замедление (практическое задание № 4).
Педагог является образцом для подражания.
Он показывает, приходящему в детский сад ребёнку, как приветливо и радушно он его встречает и приглашает в группу, дружелюбно просит о чем-то ребёнка, ласково уговаривает малыша поиграть вместе со всеми.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок.
Логические ударения, паузы и сила голоса способствуют
осмыслению того, о чем говорит воспитатель.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.
Перечисленные интонационные средства педагог использует и в ознакомлении дошкольников с художественной литературой.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ К СЕМИНАРУ - ПРАКТИКУМУ "ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ПЕДАГОГОВ"
Практические задание:
1. Произнести фразы: «Уколола кошка лапку», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.
2. Паузирование. С помощью пауз передать настроение героя, выделить главные смысловые слова:
«Упрямый ослик»
Упрямится ослик:
- Идти не хочу!
И груз на себе я везти не могу!
Тащите вы сами на гору мешки,
А после спускайтесь с такой высоты!
Хозяин с упрямством справляется разом
- Приносит упрямцу морковки он тазик.
- Ешь, ослик, морковку. Тебя я люблю.
За труд твой тяжелый тебя я хвалю.
А после работы мы ляжем в тени
И я для тебя почитаю стихи.
Капризная корова
Капризная корова
Мычала на лугу:
- Жевать траву с цветами
Я больше не могу.
Бока все отлежала,
И солнце напекло.
А молока так много,
Что вымя затекло.
Коза совет дала ей:
- А ты пойди в лесок.
В тенечке там прохладно,
Да и трава как шелк.
И в лес ушла корова,
А там жил серый волк.
Капризную корову
К себе он уволок.
«Хвастливый Колобок»
Пел хвастливый Колобок:
-У меня румяный бок!
Укатился я от всех!
Ты, лисица, просто смех!
А хитрющая лиса
Посмотрела в небеса,
Притворилась вмиг глухой
И сказала:
-Что? Пропой
Песню дивную свою.
Я с тобой ее спою.
Проглотила Колобка,
Облизнулась и ушла.
Вопрос: какие ещё средства выразительности использовали педагоги?
(движение голоса по высоте)
Для чего? (для выразительности передачи образа).
3. Движение голоса по высоте, силе, тембру.
Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.
4. Темп речи: ускорение или замедление речи для передачи динамики произведения или происходящего действия:
«Поползем?»
Кто идет, а кто ползет.
Или все наоборот.
Вот малыш пыхтит, ползет,
Соску всю засунул в рот.
Тучи по небу ползут,
За собою дождь ведут.
По стене паук ползет,
Паутину он плетет.
Поезд медленно ползет,
Пассажирам не везет.
«Песенка друзей»
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
Весёлые соседи – счастливые друзья.
Нам солнышко смеётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся о том, как мы живём.
Красота! Красота!!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку - забияку,
Обезьяну, попугая – вот компания какая!
5 практическое задание:
Используя все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру, темп речи, мимику, жесты прочитать по ролям следующее произведение:
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Радовались дед и баба:
- С нами вместе наша Ряба.
По яичку нам снесет
И на завтрак принесет.
Ну а Ряба все хлопочет,
Все порадовать их хочет:
-Ешьте свежее яйцо.
Принесу я вам еще.
Жили бедно баба с дедом,
Голодали за обедом.
Ряба им помочь решила
И богатством одарила.
-Я снесла яйцо, - сказала,
- Весит то яйцо немало.
Все из золота оно,
Для богатства вам дано.
Удивились дед и баба:
-Для чего ты это, Ряба?
Не видали никогда
Золотого мы яйца.
Уму учит Ряба деда:
- На базар сейчас поедешь,
Там продашь яйцо купцу,
Будут деньги на лапшу.
Хорошо, - ей дед сказал
И поехал на базар.
Там с купцом поторговался
И в накладе не остался.
Все запасы закупил,
Ситца бабке прихватил
И домой приехал в срок,
Рябы выполнив урок.
-Здравствуй, Ряба! - молвил он.
- Я продал яйцо твое.
Будем жить теперь мы сыто.
Да и ты не позабыта.
Накупил тебе зерна,
Чтоб яички ты несла.
Птичник новый я отстрою,
Будем славно жить с тобою.
Только Ряба промолчала.
Бабка деду рассказала:
Не несет яички Ряба.
Покупать теперь их надо.
Плачет дед и плачет баба:
- Золотого нам не надо.
Мы хотим яйцо простое,
Очень вкусное, живое.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13