Именно во время войны Софья Станиславовна стала своей в доме Ольги Книппер-Чеховой. Та еще играла в «Воскресении» и «Врагах», читала на концертах чеховские рассказы, изредка выходила на сцену в «Вишневом саде». Завсегдатаями ее дома помимо артистов МХАТа были ее племянник, композитор Лев Книппер, художник Владимир Дмитриев и музыкант Святослав Рихтер. Туда, по словам историка театра Виталия Виленкина, иногда возвращался дух «высокой артистической богемы»: «Казалось, Ольга Леонардовна невольно, без каких-либо особых намерений, создавала вокруг себя какую-то особенную атмосферу непринужденности, легкости, готовности и к юмору, и к горячему спору о театре (она охотно поощряла такую “полировку крови”), и к веселым импровизациям, и просто к бездумному, а иной раз и бурному веселью».
Пилявская звала Книппер-Чехову Барыней. Она поначалу сердилась, но потом, смеясь, откликалась. Софья Станиславовна иногда приводила к ней молоденьких артисток — услышать о Чехове, перенять опыт, в конце концов, получить мудрый совет. Киру Головко, которая поступила во МХАТ в 1938-м, спустя несколько лет назначили на главную роль в спектакль об Иоанне Грозном. Его играл Николай Хмелев, но у них вышла нелепая ссора, и актриса написала заявление об уходе. Пилявская, очевидно, рассказала об этом Барыне. «И Книппер, появившись в театре, первым делом подозвала меня, — вспоминала Кира Николаевна. — Постой, деточка. Запомни, что я тебе скажу. В театре так нужно жить: нашел — молчи, потерял — молчи, и голову выше! И никаких заявлений!»
У Ольги Леонардовны традиционно праздновали Новый год. Среди ночи шли поздравлять соседей, в обязательном порядке поднимались на этаж выше к Михаилу Тарханову. Он был известным затейником, сохранилась история, как они с братом Иваном Москвиным разделись чуть ли не догола и улеглись под дверью Книппер-Чеховой. А когда она открыла, заголосили: «Мы подкидыши, мы подкидыши! Приюта просим!"
В 1943-м на Пасху у Пилявской разговлялись Тахановы, Раевские и Михальский. Уже ночью затеяли шуточное исполнение арий из «Пиковой дамы». Вдруг в дверь постучали: солист Музыкального театра Владимир Канделаки пришел сообщить, что скончался Немирович-Данченко. Когда его везли в крематорий, Пилявская с Дорохиным удерживали крышку гроба. Следующие несколько лет слились в одну тоскливую безысходность: панихида, фанфары из марша на смерть Гамлета, могила на Новодевичьем. Один за другим ушли Николай Хмелев, Иван Москвин, художник Владимир Дмитриев, Михаил Тарханов, Василий Качалов, Николай Добронравов. На девятый день после смерти Николая Хмелева его вдова цыганка Ляля Черная сорвалась на соболезнования Софьи Станиславовны: «Вот когда умрет ваш муж, тогда поймете!» Актрисе стало жутко. Хотя у них с Дорохиным все, тьфу-тьфу, хорошо складывалось. После войны в семье появилась домработница Соня. Едва устроившись, она на радостях накупила бумажных цветов и украсила ими квартиру: «Ну як на нэбе, правда же? Як на нэбе».
Атмосфера в театре, где после войны воцарился «идеологически насыщенный» репертуар, оставляла желать лучшего. Но Николай Иванович много играл и часто снимался: у Юлия Райзмана, братьев Васильевых, Марка Донского, Александра Зархи и Иосифа Хейфица. У него было две Сталинские премии, а с 1948-го — звание народного артиста РСФСР.
В жизни Софьи Станиславовны театральные премьеры случались гораздо реже. Среди артистов МХАТа того времени бездарных людей не было. Но в расцвете были Тарасова, Еланская, Зуева, Степанова, Андровская. На их фоне Пилявская считалась артисткой среднего ряда. Тем более что существовал миф о ее театральной несчастливости. Казалось, она не протестовала. Много лет играла Софью в «Горе от ума», но сама понимала, что роль ей трудна: не давалась надуманная влюбленность в Молчалина, тонкость отношений с Чацким, не могла привыкнуть, когда его стал играть Марк Прудкин. И была благодарна Немировичу, когда он ее с этой роли снял. А от предложения дублировать Ирину во второй редакции «Трех сестер» отказалась сразу. Сочла, что не справится, что это «не в ее возможностях». Актрисе предлагали играть в основном аристократок: она была Александриной в «Последних днях», Бетси в «Анне Карениной» и миссис Чивли в «Идеальном муже» Оскара Уайльда. «Она играла авантюристку высокого пошиба, — вспоминал о последнем спектакле Михаил Козаков. — Что-то змеевидное, но очень красивое. Гипнотизировала внешностью, манерой говорить, абсолютным вкусом».

Новый, 1954 год Пилявская с мужем собирались встречать, как всегда, у Ольги Леонардовны. Дорохин задержался в подъезде, разговорившись с кем-то из знакомых, и в квартиру вошел совершенно белый, со словами, что ему плохо. Сделал пару шагов и упал прямо в туфли жены. Он умер еще до приезда скорой. После актриса будет говорить, что их домашние часы с боем остановились ровно в момент смерти — в 23.32
Софья Станиславовна очень тяжело переживала смерть мужа, подруги дежурили при ней непрерывно. И все 46 отпущенных лет Новый год не праздновала, а в одежде предпочитала три цвета — черный, белый и серый. Она никогда больше не выходила замуж, да и о романах ничего не известно. Сама Пилявская никогда свое решение не объясняла, похоже, это был совершенно естественный для нее ход вещей. Через несколько лет умерла София Иосифовна, и актриса осталась одна.
Она перестала участвовать в концертах: не считала возможным читать прежний репертуар, рассчитанный в первую очередь на «героиню». Артисты, с которыми Пилявская играла во МХАТе, либо поумирали, либо состарились. Ее стали все реже занимать в театре. Книппер-Чехова как-то сказала: «Я бы поехала в дирекцию о тебе говорить, не будь ты близким мне человеком». Софья Станиславовна гордилась этой фразой: хлопотать о близких было не принято. Степень этой близости Ольга Леонардовна показала, когда приводила в порядок материалы и вещи, связанные с Чеховым. В голове не укладывается, но она попросила Пилявскую выстирать и накрахмалить сорочку, в которой тот умер. Не хотела передавать ее в музей в том виде, в котором рубашка пролежала, на секундочку, полвека. Софья Станиславовна страшно боялась, что материал «поползет», но обошлось.
Книппер-Чехова осталась единственной из «корифеев», кто встретил 60-летие театра. Осенью того же 1958-го она отпраздновала в его стенах свое 90-летие, а через полгода умерла. Пилявская выполнила ее последнюю просьбу: сожгла всю личную переписку. А наследник Лев Книппер передал актрисе старинную камею, принадлежавшую еще матери покойной. Софья Станиславовна надевала ее только, когда играла Войницкую в «Дяде Ване» Олега Ефремова. Еще у нее хранилась серебряная чарочка — подарок всем юбилярам к 10-летию Художественного театра.
В жизни актрисы была еще одна великая вдова — Елена Булгакова. Самого писателя Пилявская впервые увидела во время репетиций спектакля «Мертвые души» по его инсценировке. А Елену Сергеевну рядом с Булгаковым — они еще не были женаты — в доме ее первого мужа Евгения Шиловского. Софья Станиславовна с Дорохиным допускались в скромную квартиру в Нащокинском переулке, а перед своим последним путешествием в Батум Булгаковы приезжали прощаться в их подмосковный дом.
В конце 1950-х, когда Пилявская и Елена Сергеевна тесно сошлись, вдова писателя тяжело переживала потерю старшего сына. Творчество Булгакова было запрещено, она страдала от безденежья, перебиваясь случайными переводами. Жила Елена Сергеевна в двушке на Суворовском бульваре вместе младшим сыном Сергеем, тогда директором Зеленого театра в парке им. Горького.
В 1961-м Софья Станиславовна выходила на сцену в отрывке из «Последних дней» на первом вечере памяти Булгакова в Доме литераторов. Вместе с Еленой Сергеевной ликовала, когда разрешили к печати «Избранное» крамольного автора. В конце 1960-х Леонид Варпаховский выпустил во МХАТе свой вариант пьесы «Дни Турбиных». Пилявская не любила новые прочтения, ее сердце было отдано классической постановке 1929 года, и спектакль показался ей излишне пышным, лишенным теплоты турбинского дома. Булгакова вернулась из Парижа раньше срока, чтобы быть на премьере. Но после сидела грустная, на все вопросы отвечала: «Алеша Грибов хорошо играет». А он играл крошечную роль лакея. Елена Сергеевна умерла летом 1970-го. Пилявская была последней, с кем она говорила

Софья Станиславовна и сама ставила Булгакова: в конце 1960-х выпустила спектакль «Кабала святош» со своими студентами. Преподавать в школу-студию МХАТ она пошла уже на следующий год после смерти мужа. Поначалу до ужаса боялась учеников, но актер и режиссер Иосиф Раевский посоветовал: «Приходи, садись и командуй: “Прогон!”».
Любимым потоком Пилявской навсегда остался курс Виктора Станицына, который выпустился в 1959-м. На нем учились Алла Покровская, Вячеслав Невинный, Наталья Журавлева, Альберт Филозов и Юрий Гребенщиков. Они были допущены в дом, собирались на днях рождения и именинах Софьи Станиславовны. Ее позднейшей любимицей была Валерия Заклунная. В день рождения Пилявской они с однокурсницей Ниной Поповой покупали много букетиков фиалок и устилали ими пол перед ее квартирой. «Зося была нам как мать, — вспоминала Попова. — Постоянно давала для спектаклей что-то из своей одежды. Домработница Соня, помню, мне звонила и буквально умоляла: “Ниночка, Зося опять вам все отнесла, вы уж проследите, чтобы хоть что-то осталось”. Девчонки все как одна ей подражали. Гладко зачесывали волосы назад, собирали их в пучок, держали осанку. Как-то на студенческом спектакле, где мы с Лерой играли, побывал знаменитый критик Павел Марков. На следующий день меня встречает: “Нин, смотрю и ничего не могу понять — две Зоси на сцене! Я подумал, что сошел с ума!” А в другой раз наш педагог Виктор Карлович Монюков смеялся: “На сцену вышли сразу восемь Зось!”».
Осенью 1970-го в Художественном театре случилась революция: главным режиссером стал Олег Ефремов. Говорят, Пилявская восприняла это крайне болезненно и открыто осуждала «стариков» второго поколения Яншина, Прудкина и Станицына, поддержавших приход варяга из «Современника». Однако со временем Софья Станиславовна стала большой ефремовской почитательницей.
Ефремова позвали во МХАТ с надеждой на реформы. К тому времени учение Станиславского давно превратилось в пустой штамп, наследие Художественного театра было уценено, а билеты туда продавали «в нагрузку» к модным Таганке, «Современнику» и «Ленкому». Олег Николаевич хотел зажечь труппу энтузиазмом, сделать актеров своими единомышленниками. Но, как острил Борис Ливанов, у каждого в труппе была своя «тумба», и держались за нее крепко. О том, как все было непросто, свидетельствует чудный анекдот. Репетируют «Валентина и Валентину». Ефремов долго и уважительно объясняет Алле Тарасовой, как играть одну из сцен. Говорит о сквозном действии, что надо играть проходно, помня о темпоритме, не забывая о предлагаемых обстоятельствах, как учил великий Станиславский, и находить верный тон, как учил не менее великий Немирович. Народная артистка СССР соглашается. А как только Ефремов отходит, оборачивается к Пилявской: «Помнишь, Зося, в той ложе Сталина и Молотова на премьере “Анны Карениной”? — Помню, как не помнить… — Наутро рецензия в “Правде” и ордена, ордена, ордена… »
Нет комментариев