Сергей Васильевич Малютин — «отец» матрёшки».
Серге́й Васи́льевич Малю́тин (22 сентября (4 октября) 1859, Москва, Российская империя — 6 декабря 1937, там же, РСФСР, СССР) — русский художник, архитектор.
В истории иллюстрирования русских сказок XIX и произведений А. С. Пушкина важное мест занимает творчество Сергея Васильевича Малютина. Почти забытые сегодня, заслонённые более известными работами Ивана Билибина, иллюстрации Малютина восхищали многих современников художника и были началом поисков нового подхода к оформлению детских книг русскими художниками конца XIX-начала ХХ веков.
В иллюстрациях и графике проявил лучшие черты русского модерна.
Отменно смотрятся его иллюстрации к А. С. Пушкину:
«Руслан и Людмила» (1898),
«О царе Салтане» (1897),
«О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910),
«О золотом петушке» (1913).
Хороши акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909).
Театральные работы
Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913).
Архитектура
В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, в Москве же по его проекту возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт).
Проекты и постройки
«Теремок» и ворота-калитка во Флёнове (1900—1901, Талашкино Смоленской области);
Собственный дом (1900—1902, Талашкино), не сохранился;
Оформление интерьеров театра (1902, Талашкино);
Архитектурные фантазии в русском стиле (1903, ?);
Доходный дом З. Г. Перцовой, совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35);
Оформление интерьеров квартиры Перцовых в их доходном доме, включая составление проектов мебели (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35);
Церковь Сошествия Святого Духа во Флёнове (1900-е, Талашкино), осуществлена частично по проекту Малютина, завершена по модели архитектора В. В. Суслова и княгини М. К. Тенишевой;
Проект дачи З. А. Перцовой (1900-е), не осуществлён;
Оформление интерьера художника В. М. Бакшеева, совместно с хозяином дома (1900-е, Москва, Четвёртый Ростовский переулок), не сохранились.
История матрешки
Кажется, что история матрешки насчитывает много веков: слишком уж хорошо разборная кукла вписывается в представление об исконно русском быте. На самом же деле игрушка появилась на исходе XIX века в одной из московских мастерских. Прототипом матрешки, кстати, стала традиционная японская кукла.
Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.
Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.
Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.
В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.
Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.
На матрешках со временем начали изображать не только девочек, но и сказочных персонажей, животных, исторических личностей. Источник: liveinternet.ru Наиболее распространенным типом матрешки является игрушка из пяти кукол, однако все зависит лишь от фантазии и мастерства ремесленника. Рекорд был поставлен в 1913 году: на свет появилась матрешка из 48 фигурок.
#Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Малютин #4октября
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев