Наверное, вам знакома поговорка: «Там хорошо, где нас нет!» В преддверии начала Великого поста проходят особые подготовительные недели — и сегодняшнее чтение, а это 15-я глава Евангелия от Луки, напрямую связана с упомянутой поговоркой.
Глава 15.
11
Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16
и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26
и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30
а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Притча о блудном сыне — квинтэссенция всего Евангелия. В ней много разных «пластов» — но сегодня сфокусироваться хотелось бы на фразе из этой притчи, которая стала устойчивым фразеологизмом в нашем языке — «отправиться на страну далече». Попробуем поразмышлять о том, что же скрывается под этими несколькими словами.
Почему человека — так же, как и блудного сына из притчи, — порой буквально несёт, точнее, «выносит» из родной среды, отеческого дома, привычного образа жизни — выносит не пойми куда и зачем? Словно срабатывает некий спусковой крючок — и вот, человек уже «на стране далече». Несложно предположить, что скорее всего будет дальше: сначала — восторг очарования, потом — столкновение с непредвиденной реальностью, разочарование — и — снова прыжок «на страну далече» — только теперь — иную! Таким «человеком-кузнечиком» движет ложная внутренняя установка, что главная причина его бед и проблем лежит вне его, снаружи: достаточно поменять среду, контекст — и желанное благоденствие и счастье тотчас наступят!
Поговорка «там хорошо, где нас нет» помогает нам глубже понять всю драму «человека-кузнечика». Куда бы он ни прыгнул, насколько радикально ни сменил среду обитания — но свою «нехорошесть» он всё равно принесёт с собой: «на урода — вся неугода», — так ещё говорили раньше.
Но вот парадокс: не только с собой он носит свою «нехорошесть», «лихость» — но там же, рядом с ней, внутри — находится и источник его счастья и полноты бытия! То самое «пришед в себя» из сегодняшней притчи — то есть обращение взора души от внешнего к внутреннему — и есть начало покаяния и духовного выздоравливания.
Замечательный философ-странник XVIII века Григорий Сковорода любил повторять, что все беды человека — от «несродности», от незнания своего собственного «нутра», непонимания «своего» и «не-своего», чужеродного и потому — неполезного, а то и вредного. Но как только хотя бы немного человек познакомится со своей «сродностью», тогда-то он и поймёт, где настоящее «сокровище сердца» — не «там, за морями, за долами» — а внутри себя самого.
Завершить мне хотелось бы призывом Григория Сковороды, актуальность которого и сегодня очень высокая: «Узнай себя. Внемли себе п послушай Господа своего. Есть в тебе царь твой, отец и наставник. Внимай себе, сыщи его и послушай его. Он один знает, что тебе сродное, то есть полезное. Сам он и поведёт к сему, зажжёт охоту, закуражит к труду, увенчает концом и благословением главу твою. Пожалуйста, друг мой, не начинай ничего без сего царя в жизни твоей!»
Протоиерей Павел Великанов
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
- Некоторые истории из Евангелия настолько популярны и универсальны, что их называют «вечными сюжетами». Одна из таких притча о блудном сыне, которая содержится в 15-й главе Евангелия от Луки. Сегодня она читается за богослужением в православных храмах.
Глава 15.
11
Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16
и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26
и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30
а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
По иудейскому закону младший сын не имел права покидать отеческий дом до смерти своего родителя. Поэтому его поступок — это чистой воды хамство. По законам Моисея за подобное предавали смерти. Однако отец даже не упрекает ребёнка. Он отпускает его с миром, без всякого сопротивления. Смиренно принимает ситуацию. С упованием на Бога остаётся наедине со своей болью.
В это время наглый юнец идёт завоёвывать мир. Воображение рисует ему грандиозное будущее. Однако его наполеоновские планы терпят крах. Дно его падения такое глубокое, что он мечтает о том, как набить желудок тем варевом, которое дают свиньям. Но даже к свиньям его не пускают. Очевидно, что, если бы юноша продолжал вынашивать в голове свои честолюбивые планы, он так бы и погиб. Но внутри его что-то сломалось. Он принял своё поражение. Это его и спасло.
Когда человек одержим своими гениальными идеями, ему бесполезно что-то объяснять и доказывать. Совсем другое дело, когда он раздавлен обстоятельствами, тогда он уязвим, он готов слушать. И мы часто пользуемся этим. С видом победителя и хозяина ситуации мы заявляем: «Говорил же я тебе, что всё этим закончится». А потом великодушно добавляем: «Будь внимателен впредь. В следующий раз может и не быть второго шанса». Ничего этого нет в интонации отца. Ни упрека. Ни наставления. Его сердце исполнено радостью. Будто мёртвый воскрес. Это полное принятие.
В отличие от отца, сердце старшего сына исполнено горечи и упрёков. Заметим, весьма резонных и справедливых упрёков. А потому в нём сильное сопротивление. Он возмущён тем, как просто некоторым людям всё сходит с рук. В нём кипит праведный гнев, его терзает обида. А потому и не может он войти на праздник, не может посмотреть в глаза брату. Он его не принимает.
Итак, притчу о блудном сыне можно прочитать как историю о принятии. Бог всех нас принимает изначально со всеми нашими достоинствами и недостатками. Он всем дарит Свою любовь. Но зачастую мы не можем её взять. Ведь мы постоянно сражаемся с миром, людьми, самими собой. Мы никого и ничего не принимаем. Нам постоянно что-то не нравится. Но порой для того, чтобы это увидеть и остановиться, нам суждено поскитаться в собственной далекой стране и дойти до такого состояния, в котором мечтают о кормушке со свиными рожками. Бог попускает этому с нами произойти. Чтобы мы перестали брать эту жизнь штурмом. Чтобы мы отпустили свои фантазии о самих себе, умерили свои амбиции. Чтобы увидели, что главным мы и так обладаем. Ведь все мы любимые дети в доме нашего Небесного Отца. Мы сполна покрыты милостью и любовью. И всё наше счастье единственно в том, чтобы бескорыстно делиться этой полнотой с теми, кто нас окружает.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев