Легко рассуждать о чужих ошибках. Более того, когда видишь чьи-то промахи, внутри себя с некоторым удовольствием констатируешь — я бы, конечно, поступил иначе. А вот и нет. Людям свойственно ошибаться. И никто тут исключением не является. Об этом, в том числе, говорится в отрывке из 14-й главы Евангелия от Марка. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 14.
03
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
04
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
05
Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
06
Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
07
Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
08
Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
09
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
В начале программы мы с вами начали разговор об ошибках. Чей же промах продемонстрировал нам прозвучавший отрывок из Евангелия от Марка? Христа? Нет, конечно. Женщины, решившей помазать голову и ноги Спасителя драгоценным маслом? Снова нет. Апостолов? А вот теперь угадали.
Ученики Спасителя, глядя на то, как их Учителя помазывают так называемым чистым нардом, приходят в изумление и даже возмущение. Во-первых, им чрезвычайно не нравится, что какая-то дама, имевшая согласно иному евангельскому повествованию дурную репутацию, прикасается ко Христу. Во-вторых, сам факт использования чистого нарда воспринимается апостолами как показная расточительность.
Тут необходимо историческое пояснение. В наше время для создания уютной атмосферы в помещении используются ароматизаторы. Но это не современное изобретение. Аналоги диффузоров использовались две тысячи лет на Ближнем Востоке и представляли собой небольшие бутылочки, выточенные из пористого камня — алавастра или алебастра. В бутылочку заливали благовонное масло, а затем крепко запечатывали горлышко. Аромат понемногу просачивался через пористые стенки сосуда, создавая в помещении приятную атмосферу. Подобные древние диффузоры могли годами стоять в домах у людей.
Вскрытие сосуда и прямое использование чистого нарда считалось возможным только для состоятельных людей. Гостья Христа такой явно не была. И она, скорее всего, отдала за масло все свои деньги. Возливая на голову и ноги Спасителя чистый нард, эта женщина выразила одновременно покаяние и благодарность. Её поступок, повторюсь, привёл апостолов в недоумение. Откровенно возмущается Иуда Искариотский. В тексте Евангелия от Марка об это не говорится. Данное обстоятельство подчёркивается в Евангелии от Иоанна.
Иуду, впрочем, заботило не столько поведение женщины, сколько цена потраченного на помазание Христа масла. Горе-апостол не может сказать открыто, что ему жалко упущенной выгоды. (Он мог бы продать масло, а деньги потом присвоить себе). Потому Иуда вспоминает о нищих, которых якобы можно было накормить на вырученную от продажи масла сумму. Но это было всего лишь прикрытием для несостоявшегося воровства.
Совершённое помазание становится пророческим жестом. Но значение данного действия понимает только Спаситель. Поступок неожиданной гостьи оказывается для Сына Божьего знаком скорой смерти. В Иудее было принято умащать тела умерших благовониями. Христа же после снятия со креста помазать не успеют. Благовония жён-мироносиц так и останутся невостребованными из-за произошедшего воскресения Спасителя.
А теперь снова вернёмся к разговору об ошибках. Самой главной ошибкой, которую может совершить человек, является желание выдать свою правду за правду Божию, навязать свои планы Господу. Лучше иногда поступать, как это сделала кающаяся грешница. От сердца с благодарностью и покаянием взять и сделать что-то хорошее, не просчитывая последствий. И довериться Богу, попросив Его не отказываться от предложенного дара, но принять его и освятить.
Священник Антоний Борисов
Комментирует священник Стефан Домусчи
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Многие из нас имеют опыт помощи нуждающимся: мы подаём бедным, тратим время и силы, обращая их к ближним. Но на каких принципах может быть построена наша помощь? Отчасти Христос отвечает на этот вопрос в отрывке из 14-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах по время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
03
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
04
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
05
Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
06
Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
07
Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
08
Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
09
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
Одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкивается почти любой человек, решивший помочь ближнему, — это распределение ресурсов. Что и сколько ты можешь отдать другому? Жизнь? Силы? Время? Еду? Или мелочь из кармана? Ответы на эти вопросы могут быть очень разными. И любой, кто искренне старался помочь, осознавал ограниченность своих возможностей по сравнению с бесконечным числом нужд и потребностей людей, которые мы видим вокруг.
Сегодня в евангельском чтении мы слышим о возмущении некоторых учеников, которые осуждают расточительность женщины, потратившей большие деньги на миро, которое она возлила на голову Спасителя.
Проблема, которую они обозначили, совершенно очевидна. Есть деньги и есть нищие, на которых эти деньги можно и, как кажется, нужно было потратить. Христос столько говорил о любви к ближним, столько говорил о необходимости накормить голодных, посетить и поддержать больных... Разве для этого всего не нужны деньги? Нужны, конечно! Для чего же тогда тратить их так бездумно?
Однако, Христос останавливает их возмущение. Он будет распят на кресте и его тело будут погребать. Её трата не абсурдна и не излишня — она проявление любви к Учителю. Нужды нищих понятны, но они бесконечны. Любой человек, понимая ограниченность своих ресурсов, осознавал, что, если довести желание помощи до абсурда, не получится помочь никому. Ведь помогая одному нищему, мы не помогаем другому... А разделив между ними помощь, вдвое её уменьшаем. В конце концов вместо реальной помощи конкретному человеку мы можем дойти до того, что формально раздадим ту же сумму большому количеству людей, что не принесёт пользы никому.
Как легко было ученикам рассуждать о помощи нищим, которых они видели вокруг. Но как трудно было увидеть в Учителе того, Кто тоже нуждается в подаянии и любви. Наверное, это так же сложно, как понять, что Бог, у которого всё есть, оказывается не только Тем, кому мы всё время говорим «дай, дай, дай!» ... Но и Тем, Кому мы должны сказать: вот моё сердце, возьми. Вот моя любовь, вот мои силы, вот моя жизнь — они Твои.
Заметим, что Спаситель ни в коем случае не запрещает подавать нищим. Он так и говорит, когда захотите, можете подавать им... Но не забывайте, что не только они ждут от вас проявления любви. Социальная помощь, о которой сегодня много говорится, очень важна. Чрезвычайно важны конкретные добрые дела, которые мы призваны совершать. Несмотря на то, что мы не сможем помочь всем, мы не должны останавливаться, потому что поможем хотя бы некоторым.
Однако самое главное помнить, что помимо людей, которые ждут нашей поддержки, есть Бог, который сотворил этот мир и ждёт нашего участия в Его замысле. Многим это может показаться абсурдным. Совершенный и всеблаженный Бог ни в чём не нуждается, зачем Ему что-то отдавать. Но в том-то и дело, что сотворив человека по любви, Бог стоит у дверей нашего сердца и ожидает взаимной любви.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев