Во время Своей проповеди Иисус Христос неоднократно говорил, что миссия Его не закончится распятием на Голгофе, Воскресением из мертвых и последующим Вознесением на небо. Спаситель несколько раз предупреждал, что Ему надлежит прийти в наш мир ещё раз. И на этом история привычного нам мира завершится. О конце света говорится в отрывке из 13-й и 14-й глав Евангелия от Марка. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
31
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34
Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35
Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36
чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37
А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Глава 14.
01
Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
02
но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Итак, Второе пришествие станет заключительным событием и для истории привычной нам реальности, и для миссии Христовой в целом. Или как говорит нам текст Писания: «Бог будет всё во всём!» Придя в наш мир второй раз, Христос сделает это, во-первых, иначе, чем в первый. Второе пришествие ничем не будет напоминать смиренное рождение в Вифлеемской пещере при минимальном количестве очевидцев. Сын Божий в конце времён проявит Себя в силе и славе. Всё человечество не только внезапно увидит второй приход Христа, но и окажется вовлечено в последующие события.
Согласно Писанию, Спаситель сначала воскресит всех умерших. После этого начнётся суд, который определит участь каждого из нас. В Библии неоднократно говорится, что Господь несоизмеримо могущественнее и совершеннее человека. Поэтому даже малейшего проявления Божества достаточно, чтобы каждый из нас почувствовал своё несовершенство. Представим, что произойдёт с людьми, когда они воочию увидят Сына Божьего, грядущего во славе Своей? Естественным чувством в тот момент будет чувство благоговейного страха.
Это одна из причин, почему суд, который состоится после Второго пришествия, называется «страшным». Есть и другое объяснение. У некоторых святых отцов встречается выражение «память сердца». Оно означает, что все наши добрые и злые поступки, мысли входят в ткань нашего естества, впитываются духовным началом внутри человека. Когда Господь будет судить нас в последний день, то по свидетельству Библии, книги сердец окажутся раскрыты.
Все наши добрые и злые поступки будут явлены нам самим и всему миру. Люди, жившие в согласии с Богом и своей совестью, не испытают страха. Ведь они увидят во Христе Того, Кого они ждали, с Кем давно хотели встретиться лицом к лицу. День Господень станет для праведников не концом, а началом новой удивительной и радостной жизни. Те же, кто сделал свою жизнь чуждой Богу, кто посвятил её греху и бегству от совести, воскреснут в мире, в котором им не будет места.
Царство Божие — реальность, исцелённая от греха, преображённая и исполненная благодати. В такой реальности ничто плохое или порочное существовать не может. Осознание этого станет причиной, почему у людей, живших наперекор Богу, не останется ничего кроме страха. Но Господь всё же не прокурор, не инквизитор. Он — любящий Родитель, стремящийся, в первую очередь, увидеть в нас нечто доброе, светлое. Поэтому, безусловно, помня об ответственности перед законом Божиим, не забудем и о надежде на милосердие нашего Творца.
Комментирует священник Стефан Домусчи
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди, которые заботятся о своём здоровье, обычно следят за какими-то ключевыми его показателями. Конечно, иногда это внимание становится болезненным, и жизнь превращается в постоянное переживание, так что на неё саму уже не остаётся времени. Но разумное внимание в себе позволяет вовремя заметить болезнь и не упустить момент, после которого выздоровление становится практически нереальным. Но возможно ли подобное внимание к духовному здоровью?
Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й и 14-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
31
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34
Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35
Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36
чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37
А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Глава 14.
01
Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
02
но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Отвечая на вопрос учеников, которые интересовались тем, какими будут последние времена, если они наступят, Спаситель говорил не только о признаках этих времён, но и о том, как нужно себя вести, пока они ещё не наступили. Примечательно, что важной частью жизни верующих оказывается бдительность, суть которой в ожидании пришествия Господа.
Но что значит для нас быть бдительным? Кто-то может представить себе чуть ли ни ипохондрика, который постоянно контролирует здоровье, переживает не только за проблемы, но даже за те вещи, которые могут только показаться проблемами. Если продолжить ассоциацию, можно решить, что быть учеником Христа — это бесконечно трястись над своим духовным здоровьем, переживая как бы чего ни вышло...
Как не прогневать Бога? И что делать, если это уже произошло? Как не стать виноватым или как снять вину? Иными словами, переживания подобного рода могут попросту парализовать нашу духовную жизнь. Ведь боясь ошибки, мы будем избегать всякого действия.
Однако после призыва к бдительности Спаситель приводит пример, в котором сравнивает ожидание Своего пришествия с домом, хозяин которого ушёл, поручив слугам самую разную работу. Среди них есть привратник, задачей которого оказывается проявление бдительности. Обратите своё внимание на привратника и не забывайте, что хозяин дома может вернуться в любой момент.
Но означал ли пример, который привёл Спаситель, что все жители дома должны были стать сторожами и привратниками? Конечно, нет. Если все станут привратниками, кто будет управлять хозяйством, готовить еду, заниматься благоустройством, кто будет заниматься делами милосердия?
Дом — это образ человека, в котором есть разные силы души, такие, как ум, воля, любовь, совесть и многие другие. У каждой из них есть своё дело и своя зона ответственности. Быть привратником — дело совести. Именно она стоит на страже нашего внутреннего дома и смотрит, чтобы в него не пробрались разбойники, и ждёт пришествия Господа, к которому весь дом по-своему готовится. И как в доме действием и контролем привратника контролируется вся внешняя деятельность, так мы должны жить и действовать в мире при свете совести. Она, как привратник, который всё время ждет хозяина и контролирует нашу деятельность на предмет соответствия хозяйской воле. Так, чтобы, когда хозяин придёт, всё ей соответствовало.
Обращаясь к апостолам, Христос через них передаёт это повелением всем нам. Он специально подчёркивает, что среди учеников не должно быть тех, кто возложил ответственность на других и сам живёт в полной беспечности. Будем же внимательны к нашей духовной жизни, будем стоять на страже нашего сердца, ожидая встречи с Господом.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1