Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Своих беседах с людьми Христос всегда отталкивался от окружающей Его обстановки. Так, у колодца в самарянском Сихеме Он говорил о воде жизни, а при виде веры галилейского сотника, Спаситель указал окружавшим его израильтянам на превосходный пример веры язычника, диалог же с книжником послужил причиной размышлений относительно некоторых неблаговидных особенностей этих людей. Как раз о книжниках и идёт речь в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка. Давайте послушаем эти слова.
Глава 12.
38
И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39
сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-
40
сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.
Любопытно, что то евангельское обличение книжников, которое мы только что услышали, последовало за вполне добрым и содержательным диалогом Христа с одним из книжников. Этот диалог касался первой из заповедей — заповеди о любви к Богу и ближнему, и книжник в рамках диалога проявил себя совершенно замечательно, он и сам именно так и относился к заповедям, он отдавал приоритет любви, а не чему-то иному. Однако, Спаситель, сказав, что этот человек «недалеко от Царствия Божия» (Мк. 12:34), тем не менее перешёл к обличению книжников.
Можно было бы сказать, что Господь просто перешёл от беседы с книжником к характерным порокам этой группы, и это было бы правдой, однако есть и ещё одна вероятная причина прозвучавшего обличения: любой знаток Священного Писания и духовной жизни рискует в какой-то момент ощутить себя отличающимся от всех прочих людей, в частности, от тех, кто не так хорошо сведущ в этих вопросах. Конечно, подобное происходит в самых разных сферах, и легко встретить того, скажем, автослесаря, который будет с иронией относиться к ничего не понимающему в устройстве автомобиля человеку.
Однако одно дело автомобили или же какая-то иная материальная деятельность, и совсем иное — взаимоотношения с Богом. Узурпация трактовки воли Божией сродни узурпации родительской любви. Да, кто-то из детей более внимателен к родителям, кто-то менее, кто-то умеет лучше общаться со старшими родственниками, а у кого-то это получается хуже, но при этом есть те проявления любви, которые люди оказывают отцу и матери без каких-либо специальных знаний.
Собственно, к проявлению любви и свёл свою речь Спаситель. Он увидел бедную вдову, которая положила в храмовую копилку какие-то крохи, всё то, что она смогла наскрести, и оказалось, что её дар Богу ценнее, чем дары многих других людей, тех, кто клал много, но отнюдь не последнее.
Если мы эту сцену перенесём на всё то же отношение детей и родителей, то нам станет очевидна правота Спасителя, а также скрывающаяся за этой правотой идея: важно не то, какой подарок способен преподнести отцу или матери ребёнок, важно глубинное наполнение этого подарка, и любящий сын — это вовсе не тот, кто всем обеспечивает своих родителей, а тот, кто, во многом ущемляя собственные интересы, находится рядом с ними и поддерживает их не столько финансово, сколько личным присутствием и участием.
Так и с Богом: Богу не нужны наши деньги, какими бы крупными они ни были, Ему нужна наша любовь, первое и важнейшее проявление которой состоит в базирующемся на молитве стремлении исполнять Его волю.
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
- В только что прозвучавшем отрывке Евангельская история предлагает нам два образа. С одной стороны — это книжники. Речь идет о религиозных вождях еврейского народа. Это были люди образованные и уважаемые. Они имели большой авторитет среди своих соплеменников, так как прекрасно разбирались в законе. На богослужении они сидели на первых местах, во время застолья располагались ближе к виновнику торжества, в народных собраниях выполняли роль спикера или председателя. И отчасти подобный пафос был оправдан. Книжники были весьма благочестивы. Они не только знали закон, но и стремились тщательно исполнять все его многочисленные предписания. И, тем не менее, Господь призывает остерегаться их. Почему же?
Книжники были весьма высокого мнения о себе. В собственных глазах они были праведны и нравственно безупречны. Помимо этого, они всячески подчеркивали свою добродетельность: молились напоказ, носили длинные одежды, непременным атрибутом которых являлись кисточки по верхним краям. Эти кисточки назывались цицифы, то есть воскрилия. Согласно ветхозаветному закону, они напоминали евреям об особых отношениях с Богом. Книжники специально делали эти воскрилия слишком большими, чтобы лишний раз подчеркнуть свою исключительность.
Еще одним способом заявить о своем благочестии была жертва. Каждый правоверный иудей стремился пожертвовать или на нужды храма, или на дела милосердия. Книжники стремились делать это напоказ. Как люди состоятельные они могли себе позволить выкладывать большие суммы, лишний раз тем самым заявляя о своей набожности.
С другой стороны, перед нами образ бедной вдовы. Вдовы и сироты были самым обездоленным классом израильского общества. Материально они целиком и полностью зависели от окружающих. Нередко жили на подаяние. А потому и жертвовать на храм зачастую не имели возможности. Ведь всегда оказывались перед выбором: или отдать то малое, чем обладали, или купить простой кусок хлеба, чтобы лечь спать, с горем пополам утолив голод. Женщина, о которой мы услышали сегодня, выбрала первое. А потому её жертва оказалась в разы весомей в глазах Божиих, чем те, которые приносили люди состоятельные.
Действительно, легко пожертвовать миллион, когда у тебя миллиард, легко отдать всё, когда ты понимаешь, что на твой широкий жест смотрит весь мир. И первое, и второе это не жертва, это приобретение ещё большей славы, популярности и уважения. Настоящая жертва — это когда с болью отрываешь от себя что-то своё, до боли родное. Настоящая жертва всегда совершается в тишине и безвестности. И чем больше этой боли и безвестности, тем большую ценность жертва имеет в глазах Бога, тем больше благодати наполняет сердце человека.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев