С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наше время есть такие вопросы, неправильный ответ на которые может повлечь за собой весьма печальные последствия. Касаются эти вопросы политической ситуации в мире. Во время земной жизни Христа Его родная страна находилась в очень непростом положении, а потому и в те годы тоже существовали опасные политические вопросы. Об одном из них и о реакции на него Спасителя мы можем услышать в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка.
Глава 12.
13
И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14
Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15
Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16
Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17
Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
В Евангелии мы много раз находим упоминание мытарей, эти люди выступают как некие эталонные носители порока, и это понятно, ведь они, во-первых, служили оккупационным властям, а во-вторых, наживались на своих соплеменниках. Однако никто ничего не мог сделать с мытарями, ведь если бы кто-то осмелился им сопротивляться, то пришлось бы иметь дело с римскими военными, а эти люди не стали бы церемониться.
Поэтому приходилось терпеть и бояться быть обвинённым в недостаточной политической благонадёжности из-за конфликтов с мытарями. Особый трагизм ситуации придаёт то, что среди израильского народа и кроме мытарей были обязанные своим положением римлянам люди, а потому они охотно служили оккупантам. Так, представители легальных израильских религиозных партий пользовались римским покровительством, и отличались они от мытарей лишь тем, каким образом они обирали людей — у них в ходу были не экономические, а религиозные инструменты.
Христос мешал всем этим приспособленцам. Нет, Он не был революционером, и Он не призывал к бунту против Рима. Он делал нечто более опасное: Спаситель призывал жить по тому закону, который дал Бог. А этот закон предполагал, что недопустимо относиться к другому человеку как к средству для собственной наживы, что экономические отношения между людьми должны подчиняться не сиюминутной выгоде, а существующим со времён Моисея принципам. Закон также предполагал, что почитание Бога не должно быть предметом для наживы и тщеславия. Одним словом, закон предписывал и предписывает иметь чистую совесть. Как мы понимаем, любой, кто указывает человеку на его нравственные недостатки и призывает к изменению жизни, будет вызывать раздражение и злобу. Вызывал злобу и Христос.
Надо признать, что адресованный Ему фарисеями и иродианами вопрос весьма изящен, и, как полагали эти люди, на него не существует безопасного ответа. Очевидно, что если бы Господь ответил положительно, то был бы обвинён в лояльности к захватчикам, если бы отрицательно — то Его обвинили бы в подстрекательстве к бунту. Однако, Спаситель сумел дать такой ответ, который мог дать только Он: Господь, как мы слышали, указал на принадлежность римских монет, которые имели на себе изображение императора, и ему же принадлежали.
Из слов Спасителя можно сделать очень важные выводы в отношении собственности как таковой: власть императора над выпущенными им монетами ограничена годами жизни императора, власть любого человека над его имуществом имеет тот же самый предел, не имеет никаких ограничений лишь власть Бога. Следовательно, внимание верующего человека должно быть приковано к исполнению воли Божией, а не к чему бы то ни было ещё. И Бог может научить искренне верующего в Него человека, оставаться верным Ему в любой, даже самой непростой ситуации.
Комментирует священник Стефан Домусчи
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши дни нередко можно услышать, что религия — частное дело человека, и она не должна влиять на общественную жизнь. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
13
И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14
Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15
Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16
Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17
Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
В истории человечества было время, когда религия влияла на все стороны жизни людей. Вопросы рождения и смерти, выбора профессии, бытовой и праздничной жизни, воспитания и преподавания так или иначе были связаны с религией. Причём речь идёт не о том, что священник всё время указывал людям, как им себя вести, контролировал всю жизнь от рождения до смерти. Конечно, нет.
Во-первых, люди сами ориентировались на заповеди, так как ничью жизнь, особенно частную, домашнюю и семейную проконтролировать невозможно. Такой цели практически никто никогда не ставил, ведь человек сам несёт ответственность за свою жизнь. Дело в другом.
Речь идёт о том, что всё существование человека так или иначе подчинялась религиозным целям и смыслам. Он мог заниматься чем угодно, но обязательно оценивал свои занятия как хорошие или плохие с точки зрения религии. Пёк ли он хлеб, ковал железо, пахал ли поле... Он так или иначе рассматривал всю свою деятельность как деятельность перед лицом Божиим.
Однако с появлением светского общества религия стала восприниматься как одна из сфер частной жизни, в которую никто не должен вмешиваться, с одной стороны, и на которую никто не должен влиять, с другой. Сегодня такой подход является общепринятым, и поэтому современные люди очень удивляются, когда вдруг видят проявление религиозной позиции в публичной сфере.
А ведь нередко верующий человек чувствует, что его вера требует от него именно явно выраженной позиции. Скажем, человек не разводится там, где другой развёлся бы, не бросает семью и говорит, что будет за неё бороться, там, где другой даже не вспомнил бы об ответственности за жену и детей перед Богом, не берёт взятку и не идёт на соглашение с собственной совестью...
Кто-нибудь скажет, что это частная жизнь и отчасти будет прав. Но в то же время, это и жизнь общественная, потому что сохранённая семья влияет на жизнь окружающих, на душевный покой детей, на их будущее... Я уже не говорю о том, как влияет на общество неполученная взятка и честно сделанное дело. Ведь один верующий человек, проявивший принципиальность при постройке, к примеру, многоэтажного здания, влияет на безопасность сотен и тысяч человек.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как ко Христу подходят иродиане и фарисеи и задают Ему провокационный вопрос: можно ли платить подать кесарю. Провокационность вопроса заключалась в том, что кесарь был римским захватчиком и платить ему подать, значило поступать против своего народа, что было невозможно. Однако не платить ему подать значило выступать против официальной власти, что также было невозможно.
Христос ответил известной фразой: отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево. Кажется, что это как раз про разделение жизни на религиозную и светскую сферы. Но если мы посмотрим на эту проблему глазами Христа, мы увидим, что внешне принадлежащее кесарю в самой своей глубине принадлежит Богу. Это значит, что, поступая тем или иным образом в обществе, мы всё равно должны помнить, что действуем перед лицом Божиим и значит призваны не только в религиозной, но и в общественной жизни ориентироваться на Его волю.
Комментирует священник Антоний Борисов
- К своим оппонентам — фарисеям и учителям закона — Христос относился сурово. И даже произнёс однажды в их адрес такие слова: «Ваш отец — дьявол». Такой укор был адресован не столько самим законникам, сколько их поведению. Об этом и рассказывает нам отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 12.
13
И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14
Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15
Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16
Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17
Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Почему же Христос называет фарисеев и прочих учителей древнего Израиля детьми сатаны? Потому что вели они себя лукаво, искушали Спасителя, превратно толковали Его слова и поступки. Вели себя, совсем как сатана, явившийся Христу в пустыне в самом начале служения. Злой дух предложил Спасителю три искушения. Последнее касалось власти над всем миром. Дьявол предлагает Христу поклониться ему и через это получить в управление всю вселенную.
Христос отверг все искушения сатаны. Но дьявол не только хитёр, но и упрям. А потому он стал искать иные способы, как погубить Спасителя. Злой дух стал действовать через подвластных ему людей — тех, кто добровольно открыл сердце для тьмы, тех, кто ради власти продал сатане душу. Таковыми оказались законники Израильские, заставившие свою совесть молчать. Искушения, таким образом, продолжились. Как мы только что слышали, религиозные вожди Иерусалима адресуют Спасителю крайне непростой и даже опасный вопрос. Можно ли платить налоги в казну Римской империи?
Вопрос выходил за пределы обыденной сферы и заключался в выяснении, на чьей стороне Христос — на стороне еврейских патриотов или же на стороне римских оккупантов? С точки зрения фарисеев, Сын Божий оказался в логической ловушке. Если бы Он сказал, что налоги платить нельзя, то Его тут же бы сдали римским солдатам, обвинив в подстрекательстве к революции. Если бы Христос разрешил платить подати, Его бы тут же объявили предателем, причислили к тем, кто поддерживает ненавистных язычников-захватчиков.
Но суетная хитрость людей — ничто перед мудростью Божией. Спаситель просит показать Ему монеты, которыми пользовались все евреи (и революционно, и миролюбиво настроенные). На монетах был изображен император, то есть кесарь или цезарь. Христос, говоря «отдавайте кесарю кесарево», констатирует, что эти деньги — собственность империи. И то, что все иудеи Его времени этими монетами пользуются, означает, что они уже смирились перед фактическим положением дел.
Впрочем, слова Спасителя тоже не сводятся к политике или экономике. Они адресуют нас к чрезвычайно важному умению — способности рассуждать и правильно определять принципы жизни. Что же такое «кесарево»? И что такое «Божие»? Наш мир искажён пороками, потому достичь на земле полной гармонии просто невозможно. Всё, что нам дано осуществить здесь, — установить относительную справедливость и порядок. Охранять хрупкий баланс в обществе призвано государство. Но при всей своей важности оно не может занять место Бога.
Государство имеет право устанавливать законы. Это и есть «кесарево» — временное и условное могущество, которое упразднится в жизни будущего века. Но земная власть (какой бы могущественной она ни была) не имеет права претендовать на Божие — заповеди, веру, совесть. Эти категории ей не подвластны.
Потому из слов Христа мы можем сделать следующий вывод. Нет ничего неправильного в том, чтобы отдать кесарю кесарево. То есть исполнять свой гражданский долг — платить налоги, служить в армии, работать на государственных или общественных должностях. Но если государство потребует от нас Божие, эту нашу святыню мы призваны беречь до конца. Как сберегали её христианские мученики древности, как трепетно сберегали её новомученики и исповедники перед лицом безбожной власти советской эпохи. Будем же просить у Христа Его мудрости, чтобы не ошибаться и не сомневаться, чётко различать — где кесарево, а где Божие.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев