БЛАГОДАРЯ ПОКАЯНИЮ И ВЕРЕ
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши дни многие люди интересуются историей своих предков, задумываются о том, каковы корни культуры, в которой мы живём. Обращаясь к классическим произведениям русской литературы, к художественному искусству, к обычаям и обрядам, существовавшим веками, люди с удивлением переоткрывают для себя их подлинный смысл, увидев их христианскую основу.
Но всегда ли культура помогает в деле познания Христа или при неправильном подходе может даже мешать? Ответить на этот вопрос позволяет отрывок из 3-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
01
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
02
и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
03
Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
04
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
05
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
06
и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
07
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
08
сотворите же достойный плод покаяния
09
и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
Как-то много лет назад я был на одной миссионерской конференции. Представители самых разных профессий, священники и миряне, историки, филологи, журналисты размышляли о проблемах проповеди христианства в современном мире. Среди докладчиков один говорил о том, что особенно близко христианство русскому народу, что именно русская культура является христианской по преимуществу, что она буквально создана христианством и более того, лучше всего выражает христианские идеи.
С начальными тезисами сложно спорить, потому что русская культура, литература, музыка, термины духовной и нравственной жизни, пословицы и поговорки действительно имеют христианские корни. Более того, очевидно, что сам характер русского народа, его представления о добре и зле, ключевые нравственные категории также во многом сформированы христианской традицией и имеют явные корни в Священном Писании и Предании Церкви.
Однако после того, как он сказал, что христианство лучше всего выражается на языке русской культуры, один из присутствующих священников начал очень эмоционально ему возражать. Сам он по происхождению был представителем одного из коренных народов России, и эта мысль, что называется, задела его за живое. Пафос его слов сводился к следующему: если ограничить язык проповеди языком русской культуры, это ограничит проповедь всем остальным народам, которых, как известно в России очень много.
Он совершенно справедливо подчёркивал, что в своё время благодаря проповеди апостола Павла, миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, преподобного Стефана Пермского и многих других, христианство перешло все культурные и языковые границы и обрело возможность говорить о Боге с представителями любых народов на их языке. Оно смогло вместить любые местные традиции, любые элементы культуры и быта, если они не противоречили вере и нравственной жизни.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим очень яркую проповедь Иоанна Крестителя, который строго и гневно запрещает иудеям надеяться на этническую, кровную связь с Авраамом как на нечто само по себе спасительное. Да, Бог обещал праотцу Аврааму благословить его потомков, но благословение это не автоматическое, оно распространяется на тех, кто продолжает веру Авраама и стремится к таким же глубоким и личным отношениям с Творцом, какие были у него. Вместо ложной надежды, которая подпитывала их самоуверенность, Иоанн призывал слушающих к покаянию и преображению жизни. Он был уверен сам и убеждал их, что благодаря покаянию и вере, истинные отношения с Богом могут быть доступны каждому, к какому бы народу он ни принадлежал и на каком бы языке ни говорил.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
- Мы вплотную подошли к преддверию праздника Богоявления — и сегодня перед нами — рассказ евангелиста Матфея о проповеди Иоанна Крестителя. Жёсткий, обличительный пророческий глас был для многих источником обострения давно сидевшей в глубине души боли: Иоанн подталкивает к покаянию, указывая на вплотную приблизившееся Царство Небесное. Уверенность иудеев в собственной богоизбранности пророком разбивается в пух и прах: вместо традиционного утешения, что уж с Богом-то иудей всегда сможет договориться — свои же люди, в конце-то концов! — Предтеча утверждает, что Бог из любого булыжника может сделать себе потомков Авраама — и что тогда? Чем оправдываться? Где тогда все чаемые привилегии?
Иоанн призывает «сотворить плод покаяния» — причем не абы какой, а «достойный». Обратим внимание, что в греческом тексте стоит глагол «ποιήσατε» — производное от «ποιέω», у которого более 20 значений: но все они вращаются вокруг одного коренного смысла — создавать, про-из-водить, сочинять, изобретать. Отсюда же и наше слово «поэт». Но в нашем сознании «стихотворчество» и «покаяние» как-то ну совсем не вяжутся! Разве может быть что-то творческого в покаянии как таковом? Разве покаяние — это не возвращение себя в жёсткие рамки законной праведности, из которых вышел, совершив тот или иной грех?
А вот и нет! Против такого — формального — подхода к покаянию и выступает Предтеча. Покаяние — это не только и даже не столько признание себя виновным в нарушении закона — а прежде всего разворот в прямо противоположную сторону! «Тшува» — в еврейском языке «покаяние» — это именно возврат, поворот, обращение к Творцу.
Вот как об этом красочно говорит пророк Исайа: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю» (Ис. 1:16-18).
Само по себе признание вины — лишь первый шаг в покаянии. А вот дальше открывается широкое поле как раз для творческой деятельности человека — как именно двигаться дальше, развернувшись!
«Достойность» или «недостойность» плодов покаяния — находится в прямой зависимости не от масштаба чувства вины, а от того, к чему в процессе покаяния приходит человек. Не будем отрицать: многих порядочных людей сильно смущает кажущаяся им лёгкость покаяния в христианстве. Ещё бы не смущало: совершил человек страшное преступление, например, обманом лишил миллионы людей их сбережений — после этого сходил на исповедь, покаялся батюшке, пожертвовал в храм три копейки — да если даже три миллиона! — и что, всё? Теперь можно дальше жить спокойно? Вот именно к носителям такого представления о покаянии и звучит грозный голос Пророка: Змеи, порождения ехиднины! Не пытайтесь обмануть Господа Бога — ничего у вас не получится! Будет достойный плод покаяния — будет и прощение. Не будет плода — не обманывайтесь!
А вот в какие конкретные формы облечь этот плод — да, вот тут и открываются безграничные возможности именно для творческого подхода. Ведь чаще всего мы при всём желании не можем «время повернуть назад» и исправить в точности совершенный грех. Поэтому надо делать то, что в наших руках: посмотреть внимательно вокруг, и понять — какие конкретные плоды нашего покаяния могут сделать жизнь людей вокруг нас чище, светлее и добрее!
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев