Как избавиться от гнева? Что делать с приступами злобы? Возможно ли вообще научиться контролировать свою ярость? Ответ на этот вопрос можно получить, размышляя над отрывком из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 19.
45
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46
говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47
И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48
и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Эпизод изгнания торговцев из храма — яркое свидетельство того, что Спасителю были не чужды многие движения человеческой души. В частности, мы видим, что Христос испытывает гнев. О том, что Господь мог переживать эту эмоцию, красноречиво свидетельствуют и другие эпизоды Евангелия. Так, например, в Евангелии от Марка читаем: «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их». Так Господь реагирует на фарисеев, которые упорствуют в своей духовной слепоте.
Это очень важный вероучительный момент. По учению Православной Церкви, гнев сам по себе — это естественное, то есть не греховное проявление человеческой природы. Это Богом данная сила, которая помогает нам реагировать на опасность, избегать её или справляться с ней. В нормальном духовном состоянии гнев направлен на грех и его источник. Он помогает нам оттолкнуть от себя лукавые помыслы, противостоять дурным желаниям. В ненормальном состоянии мы нередко теряем контроль над этой силой. Становимся ей одержимы. Направляем гнев на себя и на окружающих людей.
Христос был настоящим, полноценным человеком. А потому Его душа также имела это естественное чувство. Однако, в отличие от нас, во Христе не было греха. Другими словами, Его гневная сила находилась под полным контролем. Он знал, на что и когда разгневаться. Сам решал, когда дать волю эмоции, а когда придержать её.
Это касается не только гнева. На протяжении всего евангельского повествования Христос демонстрирует удивительное, предельное самообладание. Когда Его хватают слуги первосвященника и один из них бьёт Его по лицу, Спаситель не поддаётся эмоциям и в то же время не робеет. Он ровно и спокойно спрашивает: «объясни, за что ты Меня ударил, что плохого Я сделал».
На суде у Пилата Он, напротив, молчит, хотя другой бы оправдывался на Его месте. На кресте Он не проклинает от боли мучителей, но искренне молится о них. Даже в самой тяжёлой ситуации Христос оказывается над ней. Поэтому пока Спаситель Сам не захотел, Его не могли схватить фарисеи и книжники. Мучение, распятие и смерть — это Его свободный выбор. Выбор ради цели, которую Он чётко видел перед Собой.
Почему это так важно для нас? Очень часто в тех ситуациях, когда нужно проявить гнев, мы его подавляем. Так, например, бывает в отношениях с человеком, от которого мы зависим. Нам страшно выразить своё мнение, страшно бывает сказать «нет». Поэтому мы колеблемся и прогибаемся. И чтобы как-то себя оправдать, мы называем это состояние высокими словами, например, такими, как «ответственность», «смирение» и «послушание».
И наоборот. Где надо проявить кротость, мы проявляем агрессию. Так бывает с подчинёнными или детьми. Нам следует согласиться или промолчать, но мы яростно негодуем. А чтобы было легче вынести собственную неадекватность, называем это праведным гневом.
На самом же деле в обоих случаях мы просто обманываем себя. Мы просто себя не видим. В отличие от Спасителя, мы слишком вовлекаемся в свои спонтанные чувства. Словно сливаемся с ними. И тогда не мы ими управляем, а они нами. И всё, что нам остаётся, — это постоянно оправдывать себя. Люди смотрят на нас: вроде верующий, а быть рядом с ним не хочется. Налёт какой-то театральности ощущается в словах и делах. Чувствуется подвох.
Осознать этот диссонанс — большой шаг. Подлинная духовная жизнь начинается с того, что мы учимся наблюдать за собой и признаваться себе, что происходит у нас в душе. Признаваться с неумолимой, безжалостной честностью. Потому что лишь тогда, когда я вижу, что не принадлежу себе, что потерял себя в хаосе эмоций, что одержим ими, что не владею собой и своей жизнью, я начинаю испытывать острую глубинную потребность в Спасителе. От всего сердца я начинаю взывать к Нему, чтобы Он пришёл и пробудил мой дух, разбудил меня настоящего. Чтобы вера была искренняя, не театральная. И чтобы её глубина и сердечность отражалась во всех моих делах.
Комментирует священник Стефан Домусчи
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У каждого человека, даже может быть и не очень верующего, есть нечто, что он воспринимает как святыню. Это может быть ребёнок, семья, Родина, личное пространство — что-то отдельное, особенное и дорогое.
Для верующего же человека таковым является всё то, что связано с Богом. И кажется, человек, который не имеет ничего святого, способен на самые страшные поступки. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 19.
45
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46
говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47
И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48
и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
В период не столь давних по меркам истории гонений на церковь, когда тысячи храмов уничтожались, закрывались или переделывались в клубы, склады и машинно-тракторные станции, появилось довольно много историй о людях, которые во всех этих процессах участвовали. Те из них, что были приезжими, в народной памяти практически не оставались, но вот местных, согласившихся разрушать храм, в который ещё недавно они ходили молиться, помнили. Именно о таких людях говорили: ничего святого за душой.
Рассказчик подобных историй всегда подчёркивал, что для того, кто пошёл на святотатство, ничем хорошим это не заканчивалось, ведь они пренебрегли храмом Божиим и попрали святыню. Такие рассказы от очевидцев и даже самих участников приходилось слышать многим в церковной среде, и оценка была однозначной: это один из самых тяжёлых грехов.
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим о людях, которые внешне ничего не разрушали, не закрывали и не переделывали. Более того, они находились в рамках закона и даже могли оправдать свою деятельность как добродетельную. Всё было очень просто. В иерусалимский храм постоянно шли люди, которые желали помолиться и принести жертвы. Они могли привести собственное животное для жертвоприношения, но значительно проще было купить его при храме. Только сделать это можно было не за языческие нечистые деньги, но за специальные храмовые деньги, к которым язычники не прикасались. Таким образом, желая помочь собратьям, которые жили далеко, первосвященники и их помощники устроили бойкую торговлю и мену денег прямо во дворе язычников, единственном месте в храме, в котором могли молиться представители иных народов.
Считали ли служители храма себя страшными грешниками? Думали ли, что совершают святотатство? Конечно, нет. Конкретные торговцы выполняли волю первосвященников, а те оправдывали себя общей пользой и возможностью заработать. Однако их мнение о происходящем совершенно не совпадает с мнением Христа, который входит в храм и выгоняет всех тех, кто превратил Дом Божий в вертеп разбойников, вместо того чтобы сделать его домом молитвы. Он не обличает римлян, хотя они язычники и захватили Иудею, не говорит ничего об эллинах, но приходит к верующим и показывает им, что они, превозносясь над остальными, ведут себя ещё хуже... И самое страшное, что, даже получив вразумление от Христа, они лишь озлобились и искали как погубить Его, вместо того чтобы честно сказать себе, что они давно научились оправдывать грехи и заставили свою совесть замолчать.
Слушая сегодняшнее чтение, нам стоит задуматься и о нашем собственном состоянии. Конечно, люди, которые сто лет назад выступали против Церкви и гнали священство, поступали ужасно... но именно очевидная греховность их поступков, давала им повод к покаянию, которое они нередко совершали, пусть и под конец своей жизни.
Когда же человек верующий привыкает к двойным стандартам, ему увидеть свою неправоту значительно тяжелее. И единственное, что может в этой ситуации нас порадовать, — это уверенность в том, что Христос поможет нам увидеть правду о себе самих и не только увидеть, но и встать на путь исправления.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1