Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть такие евангельские слова, которые всем прекрасно известны, но лишь единицы воспринимают их как руководство к действию. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит один из таких отрывков, он взят из 14-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его.
Глава 14.
12
Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13
Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14
и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15
Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Думаю, я не ошибусь, если предположу, что никто из числа услышавших только что прозвучавшие евангельские слова не сказал самому себе: «Прекрасно! Именно так я и буду поступать! Отныне я не стану приглашать к себе родственников и друзей, я буду звать бездомных, буду их кормить и с ними праздновать все свои памятные дни, а также гражданские и церковные праздники!».
Нам кажется, что эти слова Христа — вовсе не то, что стоит понимать буквально, что они подобны тем евангельским изречениям Спасителя, которые призывают нас вырывать собственные глаза и отрубать руки тогда, когда они являются источниками соблазна. В каком-то смысле такое понимание прозвучавших сегодня слов Христа справедливо. Но не вполне.
Действительно, представить, что кто-то станет поступать так, как сказал Христос, невозможно. И дело не в нашей испорченности, а в том, что Сам Христос и Его ученики не поступали таким образом, у нас нет свидетельства, что они устраивали пиршества для социально неблагополучных людей. Исключение — чудесное насыщение множества людей в пустыне малым количеством хлеба и рыбы. Вместе с этим, у нас немало евангельских свидетельств, что Спаситель зачастую оказывался за праздничным столом со Своими учениками, друзьями и родственниками, при этом далеко не всегда на этих трапезах присутствовал кто-либо посторонний, и мы не видим на них ни нищих, ни увечных, ни хромых, ни слепых.
Но зачем же Христос произнёс те слова, которые Сам если и исполнял, то вовсе не так ярко и безусловно, как они звучат?
Здесь нам стоит обратиться к контексту произнесения этих евангельских слов. Господь адресовал их не к собравшимся людям, а к конкретному человеку, «позвавшему Его». В начале 14-й главы Евангелия от Луки мы можем узнать, кем был хозяин дома, а был он «одним из начальников фарисейских». Этот высокопоставленный человек пригласил не только Христа, он пригласил других фарисеев и законников (см. Лк. 14:3).
Легко догадаться, что Христа хозяин дома пригласил по той лишь причине, что о Христе знали, Он был популярен и интересен, очевидно, Спаситель выступал на этой трапезе в роли заезжей «звезды», то есть в той роли, в которой иной раз оказываются современные нам популярные артисты, политики и блогеры. Визит такого человека — это показатель определённого статуса, это то, чем можно потом похвастаться перед друзьями и знакомыми. То есть трапеза здесь выступает не как доброе дело, а как зарабатывание себе бонусов и очков за счёт известного человека.
Господь сказал, что так быть не должно: не стоит делать из человека средство, ну а имеющиеся у высокопоставленного фарисея возможности хорошо было бы направить на что-то доброе — на помощь тем, кто в ней действительно нуждается, ведь такая деятельность способна принести не временные бонусы, а вечное блаженство Царства Небесного.
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий
- Как научиться разумно распоряжаться своим материальным, душевным и духовным имуществом, чтобы и себе не навредить и окружающим принести пользу? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
12
Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13
Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14
и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15
Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Сегодня Господь обращает внимание своих слушателей на то, что желающему преуспеть на пути духовного совершенства и войти в Царство Небесное, необходимо следить не только за тем, что он говорит и делает, но и осознавать мотивы своих слов и поступков. И в первую очередь нам необходимо научиться осознавать, зачем мы совершаем добрые дела?
Например, зачем мы проявляем щедрость к окружающим? Ведь быть щедрым можно, например, из чувства долга или обязанности. Именно так мы нередко даём милостыню. Словно платим налог. Дескать, написано где-то, что надо давать десятину, вот и обязан раскошелиться. Если не дам, внутри начинает шевелиться страх: нарушил какое-то правило, вдруг меня накажут.
Или же быть щедрым можно из личного расчёта. Например, порой благотворительность становится весьма эффективным инструментом в предвыборной гонке.
Наконец, щедрость может быть основана на желании продемонстрировать своё превосходство над другими. Я могу давать нечто просителю, но при этом самодовольно смотреть на него сверху вниз, унижать его своим подарком и даже причинять боль.
Поэтому и говорит Господь о том, что, когда делаешь пир, не зови на него родственников, друзей и богатых соседей. Речь идёт не о людях. Речь идёт о нашем отношении к окружающим. Наш эгоизм во всём ищет выгоду. Он не дремлет даже тогда, когда мы совершаем внешне добрый поступок. Оказываем щедрое гостеприимство, а внутри скрытое желание уязвить чем-нибудь родственников, похвастаться перед друзьями, заручиться поддержкой богатых соседей. Нет, это не главная цель. Это даже не чётко осознаваемая мысль. Скорее, это мой эмоциональный фон, это мой дух. Так действует моя нездоровая самость. Так она получает ощущение превосходства, защищённости, безопасности, спокойствия. Так она создаёт иллюзию, что я контролирую свою жизнь.
Для Царства Божия такая добродетель не годится. Это дом без фундамента. Обёртка может быть красивой, а вот внутренность — гнилая. Поэтому наша добродетель должна быть безусловной. Без всякой задней мысли. Без всякого эгоистического помысла. Поэтому Господь, используя приточный образ, говорит: зови на пир нищих, увечных, хромых, слепых. Людей, которые ничем не смогут тебя отблагодарить. Они беспомощны, словно дети. Людей, которых ты видишь впервые, а завтра они, возможно, исчезнут из твоей жизни навсегда.
В другом месте Евангелия эта максима звучит иначе: пусть твоя правая рука не знает, что делает левая. То есть сделал и забыл. Добродетель для нас должна стать так же естественна, как дыхание, над которым мы не задумываемся. Как говорит об этом Сам Господь: «когда исполните всё сказанное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать». Человек — это служебное существо. Он создан для того, чтобы служить Богу и своим ближним. Лишь в этом мы можем найти полноту, счастье и покой для себя.
Как же добиться такого состояния чистоты сердца и помыслов. Очевидно, что это результат упорной работы над собой. Нам необходимо уничтожить свою горделивую самость. Для этого требуется и участие в церковных таинствах, и молитва, и воздержание, и анализ своего внутреннего состояния, и беседы с духовно опытными людьми. Одним словом, весь комплекс духовной жизни, который нам предлагает православная традиция.
Именно духовная жизнь во всей её полноте даёт нам осознанное отношение к себе. Мы начинаем видеть, что нами управляет. В основе нашей жизни должна лежать одна простая идея, которую необходимо сделать своей непрестанной молитвой и повторять её в течение дня: «Господи, дай мне сегодня во всём искать и исполнять Твою волю; Господи, дай мне сегодня быть полезным всем тем, кого я встречу на своём пути».
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев