И КТО НЕ СОБИРАЕТ
СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ
Борьба с недостатками своего характера, или же, проще говоря, со страстями, — это неотъемлемая часть многих религиозных традиций. Особый акцент делается на этом в христианстве. Ведь Бог — это чистота и святость. Вряд ли рядом с Ним сможет находиться тот, кто культивирует свои греховные привычки. Да и в целом человеку, который одержим каким-либо духовным или же душевным дефектом, жить на свете бывает очень непросто. А потому даже те люди, которые не считают себя церковными, нередко много сил тратят на то, чтобы искоренить в себе дурные навыки.
Однако, несмотря на многочисленные усилия одержать верх над своей тёмной стороной, получается это далеко не у всех. Отсюда уныние и нежелание вообще что-то делать и менять. Как же преодолеть этот тупик?
Ясный ответ можем найти в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
23
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25
и, придя, находит его выметенным и убранным;
26
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
Нередко наша борьба со страстями напоминает битву Ивана Царевича со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, на её месте вырастают две новые. Бросил курить, начал в три раза больше есть сладкого. Отказался от сериалов, подсел на игры. Начал поститься по всем правилам церковного устава, полезла злоба, раздражение и неприязнь к людям. И вообще — вместо одной проблемы, две. Да ещё более серьёзные.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке Господь сообщает нам весьма важную духовную закономерность. Наша душа не терпит пустоты. Если в ней освобождается какое-то место, оно сразу же наполняется новым содержанием. Причём душа делает это с такой жадностью, силой и энергией, с какой вакуумное пространство всасывает в себя воздух.
Об этом и говорит Христос, упоминая о нечистом духе. Если человек был одержим какой-то страстью, но напряг свою волю и выгнал её из своей души, эта одержимость возвращается к нему через некоторое время и продолжает его мучить в семикратном размере. Всё потому, что свято место пусто не бывает. Мир лукавых духов — это мир паразитов. А беззащитная человеческая душа — это лакомый кусочек, к которому можно присосаться.
Поэтому христианские аскеты дают практический совет — если хочешь победить в себе страсть, тебе необходимо не только воздерживаться от неё, но и одновременно развивать противоположную ей добродетель. Так, например, мало воздерживаться от злобы, необходимо заставлять себя быть кротким в тех ситуациях, в которых ты злился. Чтобы, когда нечистый вернётся со своей сворой и попытается проникнуть внутрь к нам, он просто не смог бы этого сделать. Ведь дом нашей души уже занят.
Но и это ещё не всё. Борьба со страстями сама по себе, просто ради того, чтобы стать чистым, ни к чему не приведёт. Христианское совершенство — это не о том, чтобы выскоблить себя до блеска. Стать стерильными и глянцевым. Сражение с недостатками и воспитание в себе добродетелей — это всего лишь один из аспектов духовной жизни. Цель же у неё совершенно иная.
Именно с указания на эту цель начинается прозвучавший сейчас отрывок. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», — говорит Господь. Всю жизнь человек может бороться со страстями и развивать добродетели, но если это не делается ради Христа и Его Евангелия, то, как говорит об этом святитель Феофан, это «всё не в прок, всё напрасный труд, напрасная трата сил и времени». Ведь всё это в итоге обернётся во вред для самого человека. Ведь на всём этом не будет лежать отпечатка вечности. Всё это будет пропитано иллюзиями и фантазиями человека о том, какой он должен быть, чтобы угодить людям и самому себе. Святые отцы описывают эти состояния как состояния прелести. То есть духовного заблуждения.
С точки зрения христианства, совершенство человека — это состояние, когда он все силы своей души направляет на то, чтобы воплотить в жизнь Евангелие Христово. Цель всей своей деятельности он видит в том, чтобы во всём искать и исполнять волю Небесного Отца. То есть ежедневно, ежечасно понуждать себя оказывать милость, любовь и снисхождение окружающим. Если мы последовательно будем воспитывать в себе именно этот навык, по мере нашего усилия душа будет наполняться Духом Христовым. Тогда не только наши достоинства, но даже и наши недостатки будут поставлены на службу Богу. И в своё время по Своей великой милости, а также по нашим просьбам и трудам, Господь обязательно уберёт те из них, в которых нет необходимости, и которые не полезны ни нам, ни окружающим в деле спасения нашей души.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
- Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам видеть заброшенные дома, в которых поселились бродяги и пьяницы? Но пока в доме есть хотя бы один живой человек — они и близко не подойдут. Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о том, какие «бродяги» могут захватить дом нашей души — и почему это происходит. Давайте послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое звучит сегодня в наших храмах во время богослужения.
Глава 11.
23
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25
и, придя, находит его выметенным и убранным;
26
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
Несколько выше в Евангелии от Луки рассказывалось о том, как Христос изгонял демонов, и люди пробуждались от одержимости к нормальной, полноценной жизни. Но каждый из освобождённых — уже сам решал, с кем ему дальше быть: в отличие от демонов, Бог не ищет насильного установления Своей власти над человеческой душой — Ему нужны соработники, единомышленники, а не обречённые и унылые пленники.
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, что в духовной жизни невозможно находиться в своего рода «духовном нейтралитете»: ты или с Богом, на Его стороне — или неизбежно окажешься в стане врага — то есть с диаволом. Именно об этом слова Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Однако этот переход из одного лагеря в другой происходит не мгновенно: есть своего рода «зазор», пауза в жизни, которую очень важно суметь разглядеть. Поясню на примере.
Человек осознал грех, искренне раскаялся, принёс от души плоды покаяния и исповедался. Получив разрешения от греха в таинстве, причастившись, он ощущает себя внутренне освободившимся от уз, которыми диавол пытался установить свою власть над ним. В этом состоянии благодушия, когда ничего уже сильно не тревожит совесть, душа перестала болеть, можно легко попасть в ловушку, о которой нас и предупреждает сегодня Евангелие. Имя этой ловушки — духовная беззаботность, праздность. Её корень — религиозное самодовольство: явных грехов нет, покаяние принесено, в жизни всё более-менее ровно и благочестиво. Одним словом, «затишье». Большой ошибкой будет думать, что это «затишье» и есть устойчивое состояние примирения с Богом. Отнюдь: именно в этот момент кажущегося — да, да, именно кажущегося! — умиротворения вокруг всё плотнее начинают сгущаться тёмные силы, чтобы обрушиться с такой невероятной силой, перед которой едва ли человек сможет устоять. Смысл этой «паузы» предельно простой: не расслабляться мнимым благодушием, а заранее как следует подготовиться к тому, что атака вражеской силы неизбежно наступит!
Что же необходимо делать, чтобы не допустить в душу «семь злейших духов» после изгнания одного? Ответ прост: внутренний мир не должен быть пустым, в душе должна идти постоянная работа, что-то должно болеть, что-то должно гореть, что-то должно расти и развиваться. Также, как жилой дом отличается от нежилого наличием в нем живущих, так и освободившаяся от греха или демона душа не может оставаться в праздности.
У святых отцов есть замечательный образ: пока горит костер — никакой дикий зверь не посмеет приблизиться. Костер в нашей душе — это устремлённость к нашему Небесному Отечеству, чистоте и святости Бога, Его любви и общению с Ним. Это необязательно должно проявляться в постоянной молитве: верующий знает, что любое дело, любая мысль, любое слово, которое мы совершаем с памятью и обращённостью ко Христу, становятся проявлением этой устремлённости — и сами же её подпитывают. Пока в доме нашей души ярко горит очаг — находящимся снаружи супостатам видны отблески, и они побоятся атаковать нас. Но стоит огню погаснуть — тотчас с разных сторон потянутся струйки вражеских помыслов, чтобы заморочить, запугать, притупить духовное чутьё соблазнительным мороком комфорта и покоя.
Вот почему важно быть верными в наших обещаниях Богу, регулярно совершать молитвенное правило, ходить в храм не от случая к случаю, а в воскресные и праздничные дни — всё это помогает поддерживать горение души и не позволять погаснуть огню связи с Богом, только которая и может нас надёжно защитить от любых поползновений врага рода человеческого!
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
- Слова Христа Спасителя относительно нечистого духа, который выйдя из человека, имеет свойство через некоторое время возвращаться в компании себе подобных, в контексте 11-й главы Евангелия от Луки звучат немного странно: непосредственно перед этими словами была приведена история чудесного исцеления немого человека, которая послужила поводом для обвинений Христа в том, что исцеление было не знамением Божиим, а бесовским действием, в ответ на эти обвинения Господь в высшей степени убедительно дал понять, что бесы — это не те существа, в среде которых возможны конфликты и разделения, то, что они делают, они делают совместно, потому как у них есть один общий господин, и этот господин не может разделиться в самом себе. Эти слова не выбиваются из общего контекста, тогда как те слова, которые прозвучали сегодня, как кажется, немного об ином — о том, что происходит в духовной жизни человека, именно так эти слова прочитываются и именно так они трактуются — как то, что следует относить исключительно к аскетической борьбе со страстями и их виновниками, то есть с бесовскими силами.
Некоторые современные исследователи полагают, что этот отрывок Евангелия от Луки был заимствован из некоего общего для всех Евангелий источника, и не имеет логической связи с предшествующими ему словами, поэтому его стоит понимать и трактовать как абсолютно независимый. Возможно, это действительно так.
Но возможно также и иное, то, о чем в своё время писал, к примеру, святитель Амвросий Медиоланский, который видел в словах Христа ни что иное, как переход Христа Спасителя от апологии Своих действий к обличению людей, пытавшихся обвинить Христа в связи с бесовскими силами.
В частности, у святителя Амвросия мы находим такие слова: «Нельзя сомневаться, что это сказано об иудейском народе. Господь в ранее сказанных словах отторг его от Своего Царства. Пойми, что также отторгнуты от Царства Божьего и от Церкви еретики и раскольники, и потому совершенно ясно, что любое собрание раскольников и еретиков не от Бога, но от нечистого духа. Этот человек уподобляется всему иудейскому народу, из которого, благодаря закону, вышел нечистый дух; но нечистый дух не смог найти себе покоя в языческих племенах и народах из-за их веры во Христа, так как Христос попаляет нечистых духов в сердцах язычников, которые прежде были сухи, а потом увлажнились в крещении росою Духа; Он угасил огненные стрелы врага. Поэтому нечистый дух вернулся к иудейскому народу, снаружи благообразному, а внутри осквернённому и порочному».
Конечно, слова святителя Амвросия звучат очень неприятно, они крайне не политкорректны, впрочем, когда мы их читаем, то стоит помнить о том, что святитель Амвросий имел в виду не всех вообще иудеев, ведь и Сам Христос, как и Его апостолы, был иудееми, а только тех, кто напрямую пытался противостоять Христу, тех, кто воздвиг на Него ложные обвинения и в конечном итоге сделал все для Распятия Спасителя.
Более того, эти слова могут быть применены к любому человеку, который последовательно и сознательно противостоит Христовой истине и Его словам, при этом национальная принадлежность такого человека не имеет никого значения. Могут быть слова святителя Амвросия применены и к христианам в том случае, если христиане по каким-то причинам не сохраняют себя в чистоте исповедания правой веры, если они остаются христианами лишь по имени, но не по сути.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев