Как избежать в своих отношениях с близкими злобы, раздора, взаимных обвинений? Тот отрывок из 3-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 3.
19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Ирод был царем четвёртой части еврейского царства, поэтому Евангелие называет его четвертовластником. Он вступил в незаконные отношения с Иродиадой, женой своего брата Филиппа, который был таким же царём и правил в своей области. Представьте себе атмосферу этой семьи. В лучшем случае она была напряжённой и нервозной. Несмотря на внешнее благополучие, власть, комфорт, о любви между братьями говорить явно не приходится. Обида, злоба, подозрительность, страх. Именно по этой причине Ирод и заключает Иоанна в темницу. Ведь Иоанн делает его грех публичным. А Ирод хочет его скрыть всякими способами.
Совсем другие отношения между Христом и Иоанном. Их матери, Пресвятая Богородица и Праведная Елисаветы были родственницами. Господь и Предтеча являлись друг другу троюродными братьями. По сути, тоже семья. Однако совсем иная атмосфера. Уважение, забота, предусмотрительность. Никаких интриг, никакой подозрительности, никаких претензий и обид. Всё прозрачно, спокойно, ровно. Господь публично приходит к Иоанну на Иордан, Иоанн прилюдно объявляет спасителя Мессией и крестит Его. Здесь никто ничего не пытается скрыть.
Важный для нас урок содержится в этой ситуации. Бывает, что смотришь на семью и видишь, что это культурные, воспитанные люди. Аристократы, представители интеллигенции. Во всём у них достаток. Окружающие уважают их, говорят друг другу: «Смотрите, как они заботятся о своих родных!»
И действительно, кажется, что семья для этих благополучных людей главное. Ведь они так заняты тем, чтобы сделать жизнь своих близких более комфортной и безопасной. Но только жизнь показывает, что если в основе этого благополучия лежит корыстный интерес, если люди зациклены на себе и всегда и во всём поступают по своей воле, финал печален. Даже если всё начинается благополучно, этот союз обречён. Всё заканчивается пустотой в пределах одного или нескольких поколений. Просто вопрос времени.
И, напротив. Бывает нет дома достатка во всём. И квартира худая, и машина старенькая. И не всегда сладкое на столе для детишек. Да и сами они учатся не в элитной школе, и успехи в учебе не ахти какие. Но если в семье на первом месте стоит Бог, если родители учат детей во всех своих делах прежде всего искать Его волю, если они демонстрируют своим примером, как её искать, исполняя Евангельские заповеди, то всегда здесь будет полная чаша.
Полная не материальных благ, а той неуловимой атмосферы любви и взаимопонимания, которая сглаживает все острые углы, которая даже среди тягот и невзгод этой жизни даёт сердцу крепкую надежду. Надежду на то, что Господь всё устроит наилучшим образом. Ведь если в нашей жизни Бог стоит на первом месте, то всё остальное оказывается на своём.
Священник Дмитрий Барицкий.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи.
- Приходя в храм люди нередко боятся что-нибудь сделать неправильно. Не там встать, не там пройти или что-нибудь не то сказать. К сожалению, иногда подобные страхи подпитывают церковные сотрудники, резко реагируя на нарушение тех или иных традиций.
В то же время, гораздо опаснее ошибки в восприятии Бога и собственного христианства. Они обычно практически незаметны, хотя значительно больше влияют на нашу жизнь. Чтобы разобраться с одной из них, стоит обратиться к отрывку из 3-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
19
Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,
20
прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
21
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22
и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Итак, перед нами всего четыре стиха из 3-й главы Евангелия от Луки. Прозвучавшая сейчас евангельская история чётко делится на две части по два стиха, которые кажутся не только не связанными между собой, но ещё и перепутанными в хронологическом порядке. Первым должно идти крещение Христа на реке Иордан, которое совершается Иоанном Предтечей, а уж потом арест последнего и заключение его в темницу.
Нарушение хронологии тем более странно, что Лука в начале своего Евангелия подчёркивает, что он подошёл к работе тщательно, изучив все источники. Если это так, перед нами не ошибка, а литературный приём, своеобразная инверсия, с помощь которой автор разделяет историю Предтечи, поставив в ней точку рассказом о его заключении, и историю Мессии, который выходит на проповедь, начиная общественное служение.
Не будем входить в филологические тонкости того, что сделал евангелист и задумаемся над тем, в чём различие служений Иоанна и Иисуса? Причём не столько над тем, чем отличаются эти служения фактически. Этот вопрос кажется слишком простым, а ответ очевидным.
Интереснее другое: как эти служения отличаются в нашем восприятии? Иоанн готовит людей к приходу Мессии, неслучайно крещение, которое он совершает, называется крещением покаяния. Оно призвано пробудить людей, настроить их правильным образом, чтобы они изменили свою жизнь и обратились к грядущему Спасителю. Иудейское общество реагирует на происходящее по-разному. Народ считает Иоанна пророком, старейшины напряжены и смотрят на него с подозрением, а Ирод попросту сажает его в тюрьму, потому что не желает, чтобы обличения пророка подтачивали его авторитет. Внешне путь Предтечи заканчивается поражением.
Путь Мессии поначалу выглядит иначе. Иисус, который не нуждается в очищении грехов, вследствие своей чистоты и праведности, приходит на Иордан и, помолившись, принимает от Иоанна крещение. Он берёт на себя грехи крестившихся и грех всего мира. Но путь Его не должен быть трагичным, ведь Сам Дух Святой снисходит на Него от Отца, Который называет Его Своим возлюбленным Сыном.
Читая о таком напутствии и благословении, можно решить, что перед Иисусом как перед Мессией будут открыты все двери и все люди сразу Ему поверят. Собственно, именно так и думали о Мессии иудеи. Его жизнь должна быть успешной, он преодолеет все трудности и всех победит. Поначалу так и было, общественное признание, лёгкое парирование претензий фарисеев и саддукеев, поражающие всех чудеса. Апостолы были уверены, что они пошли за тем, кто приведёт к полному благополучию и даже славе. И довольно долго игнорировали Его слова о кресте и страданиях.
Приходя ко Христу, мы тоже можем решить, что подготовка к встрече с Ним должна стать для нас временем покаяния и изменения, в то время как сама жизнь с Ним сулит нам лишь победы и взлёты, ведь с нами Бог, Его любовь и благоволение.
Кажется, всё так, однако на самом деле это и есть одна из самых печальных ошибок — приходить ко Христу ради того, чтобы заполучить Бога себе в покровители. И тут стоит вспомнить, что такое высокое и торжественное благословение было дано Тому, Кто закончил Свой земной путь на кресте. Сам Христос не искал земного успеха, но делал Дело Божье на земле и нам, если мы становимся Его учениками, важно искать не своего, но Божьего.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев