Однажды моя знакомая прислала мне открытку на Прощеное воскресенье. Я спросил ее: «А за что?» Подруга замялась: «Ну… если вдруг я тебя обижала…»
Я подумал тогда: "Если ты не знаешь, за что, то зачем тогда просить прощения?»
Порой кажется, что ничего страшного – подумаешь, поссорился, ну, слегка обиделся. Но проходит время, и эти незначительные обиды накапливаются, как мелочь в кошельке: сначала ее не замечаешь, потом она мешают, а в какой-то момент кошелек уже не закрывается.
И вот приходит Прощённое воскресенье – день, когда люди массово рассылают друг другу смайлики, открытки с цветами и формально пишут: «Прости, если что». Как будто прощение – это просто традиция. Но так ли это на самом деле?
Правда ли, что достаточно написать эти три слова — и ты освобождён от груза обид и вины?
Но как прощать правильно? Как не превратить Прощённое воскресенье в праздник лицемерия? Давайте разберёмся.
1. Прощение — это не рассылка открыток
Когда накануне Великого поста мессенджеры завалены одинаковыми сообщениями о прощении, наверное, вздыхают даже ангелы. Это не прощение, а массовый спам. Прощение — это не магическая формула, а сознательное действие, которое требует личного включения.
Посмотрите, как прощают дети: они ссорятся, обижаются, но через пять минут уже снова играют, потому что их сердце не держит обид. Взрослые же не прощают, а ведут внутренние переговоры. Вспоминаются обидчики, их слова и снова и снова проигрываются диалоги.
Как считаете, что выгоднее: отпустить или держать обиду? Простить или наказать молчанием?
Прощение в христианстве — это не традиция, а акт внутреннего преображения. Без него невозможно вступить на путь Великого поста, потому что нельзя начать очищение с камнем на сердце. Христос говорит ясно:
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14).
Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает важность прощения, указывая, что ничто так не уподобляет нас Богу, как умение прощать тех, кто причиняет нам зло. Он говорит: "Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас". Святитель Василий Великий также наставляет верующих прощать от всего сердца: "Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним"
Таким образом, прощение — это не только освобождение от обид, но и путь к уподоблению Богу, очищению души и подготовке к духовным подвигам Великого поста.
2. Прощение — это не сделка, а освобождение
Мы часто воспринимаем прощение как обмен: «Я тебя прощу, если ты попросишь». Но в христианстве оно устроено иначе.
Настоящее прощение — это прежде всего освобождение самого себя от груза обид. Иногда человек даже не осознаёт своей вины или просто не способен на покаяние. Но Христос не сказал: «Простите только тех, кто сам пришёл к вам с извинениями». Он сказал:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44).
А это куда сложнее.
В "Древнем патерике" приводится поучительный пример прощения. Однажды к авве Сисою пришёл брат и сказал: "Авва, меня оскорбил брат, и я хочу отомстить ему". Старец ответил: "Сын мой, оставь мщение Богу". Но брат настаивал: "Не успокоюсь, пока не отомщу". Тогда авва Сисой предложил помолиться и произнёс: "Боже, мы больше не нуждаемся в Тебе, ибо сами хотим мстить за себя". Услышав это, брат пал к ногам старца и сказал: "Прости меня, отче, я больше не буду враждовать с братом".
Этот рассказ подчёркивает, что стремление к мести противоречит христианскому упованию на Божий суд и милосердие. Он простил — и почувствовал лёгкость, потому что перестал тратить душевные силы на обиду. Прощение освобождает душу от тяжести обид и приближает нас к Богу. Прощение — это не сделка «око за око». Это решение перестать носить в сердце яд.
3. Прощение — это не исповедь перед обиженным
Есть распространённое заблуждение: если ты плохо думал о человеке, нужно обязательно рассказать ему об этом. Вы бы хотели узнать от близкого человека, что он много лет вас ненавидел и желал всего наихудшего?
Это не прощение, а обыкновенный эгоизм, замаскированный под честность.
Если ты обидел человека словом или делом — да, стоит признать свою вину и попросить прощения. Однако, если обида существовала только у тебя голове, не всегда нужно вываливать свои худые помыслы на ближнего.
На этот счет есть поучительная история. Однажды брат спросил авву Дорофея:
— Авва, если я питаю злые мысли о брате, должен ли я ему сказать?
Старец ответил:
— Если ты выбросил из сердца яд, зачем давать его выпить ближнему?
Прощение — это не избавление от чувства вины за счёт ближнего.
Прощение как подготовка к посту
Великий пост — это время исцеления души. Но невозможно лечить сердце, если оно забито обидами. Христос говорит:
«Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар и пойди примирись с братом» (Мф. 5:23-24).
Другими словами: Бог не примет твоего покаяния, если ты сам не готов простить. Если человек входит в пост, храня в сердце обиду, он превращает его не в духовное обновление, а в диету.
Как прощать правильно?
✔ Не отправляй нелепые картинки с извинениями всем подряд. Прощеное Воскресенье - это не день извинений, а прощение чужих долгов.
✔ Признайся в обиде. Хотя бы напиши или позвони тем, кому причинил боль. Если не простят - это не важно, ты исполнил Слова Христа в молитве «Отче наш» - "остави долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим".
✔ Не вываливай свои грехи на ближнего. Если просто плохо думал о человеке - ничего не говори. Ты и так уже все понял. Человеку ни к чему знать про твои дурные мысли и подозрения, этим только испортишь с ним отношения.
Если в Прощеное воскресенье вы просто напишете кому-то: «Прости меня, если что» — задумайтесь, что стоит за этими словами. Настоящее прощение — это не ритуал, а перемена сердца.
А готовы ли мы к ней?
Автор Священник Николай Бабкин
#православие
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев