Почему, наши дети вырастая – НЕ ИДУТ в церковь.
Тревожный сигнал нашего времени – НЕПРАВИЛЬНОГО воспитания наших детей -- почти полное ОТСУТСТВИЕ -- в храмах подростков. Они уходят не потому, что перестают верить Богу, -- они ПЕРЕСТАЮТ -- верить нам их родителям.
Как много младенцев и детей -- и так редко увидишь -- подростка. Нам кажется, мир виноват: это он набрасывается и отнимает наших подросших чад, на которых положено столько сил. Однако, чуть-чуть перефразируя знаменитую фразу преподобного Серафима Саровского, можно, наверное, сказать: СПАСИСЬ сам, и детям твоим БУДЕТ -- легче спастись.
Что может быть трогательней картины, когда в церковь входит ребенок, держа мать или отца за руку и старательно крестясь? Что может быть умилительней молодых родителей (обычно младенца держит отец: на его лице читается и гордость, и ответственность, и любовь), которые понимают друг друга с полувзгляда и являют со своим крошечным чадом целостную картину удивительной гармонии?
Как радует взгляд вереница деток около Чаши перед Причастием Святых Христовых Таин -- вот оно, воплощение слов Христа: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Но на второй и третий взгляд трогательные чувства уступают место вопросам:
«Почему в притворе -- постоянно СТОИТ -- шум, суета, гомон?
Почему весь стол для записок усыпан -- исчирканными бумажками? Почему ребенок из притвора к родителю, стоящему в храме, ПРОХОДИТ -- не тихим, спокойным шагом, а БЕГОМ, иногда расталкивая -- взрослых на пути и не обращая внимания на богослужение? И ведь, никто из взрослых – НЕ ОСТАНОВИТ ребенка, не скажет ему, что так в храме себя вести -- НЕЛЬЗЯ. Никто не скажет об этом -- его родителям.
Почему снятие огарков с подсвечников занимает -- его гораздо больше, чем то, что происходит вокруг?».
Полагаю, что первый ответ на это будет: «Ну это же дети… Они не могут стоять долго, они не понимают, им трудно объяснить…».
На самом же деле, ответы на вопрос, почему дети ВЕДУТ -- себя в церкви так же, как -- на детской площадке, надо искать в поведении взрослых, в их собственном отношении к богослужению и взаимоотношениях с детьми.
Прежде всего это говорит о том, что сами родители РАВНОДУШНЫ -- к Богу и не испытывают чувства Благоговения -- почитания Бога – потому, и их дети – также, РАВНОДУШНЫ -- к Богу и к церкви. Родителям в церкви – СКУЧНО, и их детям – тоже скучно в церкви – потому и капризы.
Да, многим малышам трудно выстоять всю Литургию. У меня у самой такой сын был в его уже, увы, минувшем детстве. В первые годы жизни он, в силу характера и своих частых болезней, не выдерживал Литургии, и я приводила его ближе к Причастию, оставаясь потом до конца службы. Постепенно приходила всё раньше и раньше. Непросто было и научить его вести себя в храме.
Когда я задумалась, как мне быть, то оглянулась по сторонам, наблюдая за приходскими мамами, и обратила внимание на одну из семей, в которой тогда было двое подросших детей и один младенец. Мама и папа ДЕРЖАЛИ -- ребятишек около себя: папа -- сына, мама -- дочь, малышка была тоже у матери на руках, и когда, начинала безпокоиться, мать выходила с ней на улицу, передавая старшую дочь отцу. Другими словами, дети всё время БЫЛИ -- под присмотром родителей, это входило у них в обычай.
Став старше, эти детки по приобретенной привычке всю службу ОСТАВАЛИСЬ -- около отца и матери, в отличие от тех, за кем контроля со стороны старших – НЕ БЫЛО. Когда появились и подросли следующие дети, они тоже -- держались возле родителей, подражая старшим и следуя родительской воле.
Я переняла этот обычай, он очень пригодился мне, когда сын подрос. По воле обстоятельств наш приход попал в большой собор, куда перевели служить нашего священника, -- тут для детей наступило раздолье: книжная лавка с журналами и книжками, которые очень удобно было читать за колонной на скамейке, множество укромных уголков, в которых так сладко было прятаться и болтать о том о сём…
Но мне удавалось удержать чадо -- около себя, потому что начало этому было положено больше половины его жизни назад! Конечно же, никакая дисциплина НЕ ПОМОЖЕТ, если ребенок – НЕ ПОНИМАЕТ, что происходит во время богослужения, не связывает это с праздниками и постами, не чувствует своего места в нем.
Мы обычно уповаем на воскресные школы: мол, там расскажут и научат всему, что надо. Это обычная ошибка современного родителя -- ПЕРЕЛОЖИТЬ свою заботу на другого.
НЕ БУДЕТ дитя ЛЮБИТЬ -- службу, если ты сам ее -- НЕ ЛЮБИШЬ, не будет читать Молитвенное правило, если ты с ним -- НЕ ЧИТАЕШЬ не читаешь, и не просто не читаешь — если молитва для тебя -- обязанность, а не любовь.
НЕ БУДЕТ ребенок ПОМНИТЬ -- праздники, если дома лишь к Рождеству -- елку купят, а к Пасхе яйца -- покрасят, если НЕ ВИДИТ, -- как родители строго СОБЛЮДАЮТ – пост, что ты, родитель, сам подтягиваешься -- во время поста, стараешься, пусть не всегда удачно, и огорчаешься своей слабости и неудаче.
Если дитя видит, что ты НЕ ЧИТАЕШЬ -- ничего, кроме светских книжек, и все время сидишь у телевизора, НЕ ВОЗМОЖНО -- преподать ему никакого урока. Как объяснить ему, что будет завтра на богослужении, если сам об этом имеешь -- смутное представление?
Духовный рост, духовная жизнь НЕВОЗМОЖНА -- для ребенка, если он не идет по этой жизни ВМЕСТЕ -- с родителем, вслед за ним. Дети в своем раннем возрасте -- удивительные существа: столько им открыто, чего мы даже не подозреваем, думая -- «он маленький, не понимает».
Помню, как я трехлетнему сыну читала Евангелие перед сном, понемножку, по-церковнославянски, затем по-русски, чтобы было понятно. Однажды он меня остановил: «Не надо по-русски, я понимаю». Не поверила, попросила пересказать раз, другой -- правда, он передавал содержание близко к тексту, без перевода! Сейчас у него, у юноши, эта способность утрачена, но тогда -- была!
И каждый, из внимательных родителей может рассказать что-то необычное про своих маленьких детей, об их духовных открытиях. Они распахнуты Богу, и если от тебя идет тепло веры -- ребенок обязательно это воспримет.
Ребенок рисует -- на бумажках для записок потому, что родителей это -- НЕ ВОЗМУЩАЕТ. Он шумит и БЕЖИТ -- по храму потому, что ни мать, ни отец НЕ ВИДЯТ -- в этом ничего особенного, хотя и внимают богослужению с прилежанием, как им кажется.
Ребенок пренебрежительно ОТНОСИТСЯ -- к старушке, потому что она ДОЛЖНА -- посторониться, давая ему путь к Чаше, -- так, как он ДОЛЖЕН -- быть первым здесь, а значит, везде и всегда. Вот, так мы в детях уничтожаем – УВАЖЕНИЕ к старшим.
Девочка отказывается -- надевать в храм платье, потому что она ВИДИТ, что для матери -- это тоже неповседневный, непривычный костюм.
Если отец сам УВЛЕЧЕН -- новомодным просвещением и так, называемым «прогрессом», если он сам РАВНОДУШНО -- относится к своим религиозным обязанностям, ПЛОХО -- молится, сам РЕДКО -- посещает храм Божий, сам ДОЗВОЛЯЕТ себе легкомысленно и с насмешкою ГОВОРИТЬ -- о религиозных предметах и священниках -- при своих детях, то может ли он ожидать от них -- ПОЧТЕНИЯ и уважения к вере? Вот, так дети и ТЕРЯЮТ -- веру.
Ибо, если родители НЕ ПОЧИТАЮТ -- Бога и Его Церковь, то каким образом дети МОГУТ -- питать страх и уважение -- к своему отцу и к своей матери? Господь – не даст.
Или, если родители при детях ПОЗВОЛЯЮТ -- себе ДУРНО говорить о Церкви и Боге, о Законах Божьих и церковной власти, тогда и дети ПОТЕРЯЮТ -- уважение к родительской власти, вот почему, если хотите вы, христианские родители, чтоб растлевающий дух времени НЕ КАСАЛСЯ -- ваших детей, то искореняйте его сначала сами в себе, ДЕРЖИТЕСЬ -- той доброй нравственности, которую содержит христианство и православная Церковь Христова.
Когда мы не холодны и не горячи, СТАНУТ ли -- наши дети, такие же Теплохладные, как и мы, -- Божьим народом?
11 января был день памяти 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. И я услышала проповедь, впечатлившую меня: священник говорил о том, что в каждом из нас СИДИТ Ирод
когда мы РАЗЛИВАЕМ -- спиртное за столом,
когда -- ЗАКУРИВАЕМ,
когда -- ОБМАНЫВАЕМ,
когда -- ОБСУЖДАЕМ и ОСУЖДАЕМ людей,
когда -- СКВЕРНОСЛОВИМ -- на глазах у детей,
Мимоходом, казалось бы, по мелочи, когда употребляем неуместные слова и рассказываем -- сомнительные истории, ПОШЛЫЕ анекдоты.
когда -- не благоговеем, идя на службу в храм,
когда -- НЕ МОЛИМСЯ
когда -- НАРУШАЕМ Посты
когда -- ЛЕНИМСЯ прочитать вместе с ребенком Евангелие,
когда -- НЕ ОБЕРЕГАЕМ детей от житейской Грязи («пусть знают, какая жизнь»), а ведь, знание худого -- не есть -- мудрость. И во многих других поступках, не откладывающихся даже в нашем сознании.
Тогда -- мы подобно Ироду избиваем младенцев, своих собственных детей. Мы сами -- ЛИШАЕМ их веры -- в Бога!
Так вот: НЕ ВОСПИТАННЫЕ И ДУРНЫЕ ДЕТИ -- это ВИНА РОДИТЕЛЕЙ.
Вот, что говорит о воспитании детей митрополит киевский Владимир:
«Но, может быть, в ДУРНОМ воспитании ваших детей ВИНОВАТЫ -- пастыри и учителя, призванные вместе с вами на это дело? Я отвечу вам словами древнего, не христианского учителя (Квинтилиана): «Дети не из школы впервые ВЫНОСЯТ -- дурные привычки, но они ПРИНОСЯТ -- их с собою в школу из дома…»
Они перенимают их и УЧАТСЯ плохому -- у СВОИХ родителей, которые ПОДАЮТ -- им дурной пример». Именно родители ВИНОВАТЫ -- более всего в том, что их дети ДУРНО -- воспитаны.
Очень многие из детей являются в школу уже -- совсем испорченными и ПРИНОСЯТ -- с собою разного рода пороки и дурные наклонности, как-то: ложь, обман, самолюбие, строптивость, упорство, жадность, грубость и тому подобные дурные привычки, нажитые ими в уличном товариществе...
Многие родители говорят: «Мои дети были вполне честными, воспитанными, благонравными, но на улице и в школе и на улице они СХОДЯТСЯ -- с испорченными и безнравственными детьми, под влиянием которых они -- ГРУБЕЮТ, портятся, перенимают разные злости и пороки?
Но, не твоя ли священная обязанность – перед Богом христианский отец со всею строгостью СЛЕДИТЬ -- за тем, чтобы дети твои НЕ ИМЕЛИ -- общения с дурными товарищами и иноверцами, от которых они МОГУТ -- портиться и развращаться? Чтобы твои дети, с самых малых лет – УЧИЛИСЬ Православию и идти -- за Христом!
Или ты не знаешь того горя, которое Господь изрекает через пророка Изекииля на тех пастырей, которые НЕ РАДЕЮТ -- о рассеявшемся стаде и не защищают его -- от хищных зверей? Итак, видите, христианские родители, что и ссылкою на дурное товарищество вам -- НЕЛЬЗЯ извинять себя в недостатках доброго воспитания детей ваших.
Итак, видите, братие, что большая часть вины -- в неблаговоспитанности детей ваших ЛОЖИТСЯ -- на вас самих, и вы НЕ МОЖЕТЕ сваливать -- эту вину ни на -- Бога, ни на учителей и законоучителей, ни на самих -- детей, ни, наконец, на дурной дух времени.
...Покайтесь перед Богом -- в своей вине и в глубоком раскаянии ПРИМИТЕ -- решимость лучше исполнять вашу обязанность в воспитании детей».
Как эти слова актуальны и в наше время!
Спящая, равнодушная к Богу душа человека -- разве может ЗАЖЕЧЬ верою и любовью к Богу -- окружающих рядом людей, в том числе -- наших собственных детей?! Вот почему, наши дети -- подрастая -- НЕ ИДУТ в церковь!
Нам кажется, что мы много занимаемся детьми: тут и кружки, и языки, и спортивные секции.
Но мы забываем о самом главном: каким он будет -- человеком, какой путь -- выберет, скажет ли, выросши, вслед за царем Давидом: Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72, 28), или свысока будет рассуждать об устарелых постах и недостатках Церкви.
Сами того не замечая, мы ПРОКЛАДЫВАЕМ для детей путь -- в сторону от Церкви, потому что в нашей собственной жизни Бог и церковь -- НЕ ЗАНИМАЕТ не занимает всеобъемлющую, главную роль.
Мы ничем НЕ ГОТОВЫ -- пожертвовать Христа ради. Мы целиком – ЗАНЯТЫ своей жизнью, своими -- делами и заботами, в которых НЕТ – места Христу! МЫ все – ЗНАЕМ и умеем, мы – способные и трудолюбивые, мы в своей жизни – НАДЕЕМСЯ только -- на себя! А Бог у нас ОТСТАВЛЕН – в сторонку, на всякий случай, как ПОДСТРАХОВКА -- от несчастий и плохой жизни. Мы, по сути, те же – ЯЗЫЧНИКИ.
А главное, нам НЕПОНЯТНА и ЧУЖДА – христианская жизнь – нам милее наша, обычная МИРСКАЯ жизнь во грехах, от которой мы – НЕ ХОТИМ – отказываться и менять свою жизнь. Вот почему, наши дети – глядя на нашу ФАРИСЕЙСКУЮ веру – тоже становятся – РАВНОДУШНЫМИ к Богу, и потому, в церковь – ни ногой!
Как тревожный сигнал нашего воспитания -- почти полное отсутствие в храмах подростков. Они УХОДЯТ -- не потому, что перестают верить Богу, -- они ПЕРЕСТАЮТ -- верить нам.
Как много младенцев и детей — и так РЕДКО увидишь подростка. Это и есть ИСТИННЫЙ показатель нашей – ХОЛОДНОЙ веры, нашего – РАВНОДУШИЯ к Богу!
Нам кажется, мир виноват: это он набрасывается и отнимает наших подросших чад, на которых положено столько сил. Но к сожалению, очень МАЛО среди нас родителей -- способных увидеть и ПРИЗНАТЬ в этом -- свою ВИНУ и только свою -- свое -- РАВНОДУШИЕ к Богу!
Каковы мы к Богу -- также БУДУТ относиться к Богу и к церкви -- и наши дети!
ДЕТИ В ХРАМЕ... ТЯЖЕЛЫЕ -- ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ.
( ЗАПИСКИ СВЯЩЕННИКА. )
Дети напоминают нам взрослым о том, что если не будешь веровать как дитя, то -- не достигнешь Царствия Небесного. О чём многие из нас попросту – забывают. С одной стороны, переживаешь, глядя на них, что сам столько лишних дорог -- истоптал, столько ошибок в жизни ненужных сделал, столько времени зря убил, пока наконец -- до Церкви добрался!
А вот если бы, как они, да ещё с детских лет в храме бывать, молиться здесь, исповедоваться, причащаться! Как же это было бы хорошо... Но и о другой стороне как не сказать?
Ведь видишь, как подходят многие ребята на Исповедь -- не первый и даже не десятый уже, наверное, раз, но так НИЧЕГО -- и НЕ ЗНАЮТ, что сказать на ней, так и НЕ ПОНЯЛИ – что же такое Исповедь? Зачем она нужна? И даже НЕ ЗНАЮТ – зачем надо ходить в Церковь, за чем надо -- молиться? Не знают -- Заповедей Божьих.
Как тяготятся дети -- временем, которое вынуждены -- проводить в храме. Потому и пропадают – УХОДЯТ дети из церкви, достигнув совершеннолетия, ПРОПАДАЮТ вместе со всем своим «Опытом церковной жизни», со всем «Багажом знаний», полученным в Воскресной школе, -- чтобы либо вернуться когда-нибудь позже, либо – НЕ ВЕРНУТЬСЯ никогда, что и происходит со многими.
И проблема эта -- не в детях, а в их родителях. В том, как они -- воспитывают своих сыновей и дочерей, как «Воцерковляют» их, какой живут жизнью -- церковной или мирской. Если в родителях -- больше мирского, обывательского отношения к жизни – с чего и откуда научатся их дети -- жизни Духовной?
Есть ошибки, которые с виду обычные и их вроде бы легко исправить. Но копнешь, и оказывается, что они с другими, куда более серьезными связаны. Тут, выходит, что исправлять надо не что-то отдельное, а всю свою жизнь – надо полностью МЕНЯТЬ. От чего-то отказываться – на что-то решаться. Наши дети, как раз нам и напоминают об этом, что если мы хотим -- добра своим детям – мы родители тогда должны стать ДОБРЫМ -- примером жизни для детей. То есть, мы должны РЕШАТЬСЯ – МЕНЯТЬ свою жизнь.
Если мы хотим, что бы наши дети были верующими людьми – то НАЧИНАТЬ жить Духовной жизнью -- как положено -- должны родители. Дети - должны ВИДЕТЬ наш пример.
Чтобы дети ВИДЕЛИ -- нашу веру!
Чтобы дети ВИДЕЛИ и слышали -- наши молитвы!
Чтобы дети ВИДЕЛИ – наши ДОБРЫЕ дела и честную жизнь!
Очень важно для родителей -- помнить, что сами они оказались в храме не в какой-то случайно определившийся момент своей жизни. Они в Церкви, потому что -- НАСТУПИЛО время, когда они ощутили в ней -- нужду, поняли, что без нее -- никак, и потому сами -- сделали этот важнейший выбор. А дети... Пусть они маленькие, но каждый из них -- личность. Да, многое приходится и решать, и выбирать за них.
Но важнее всего то, что родителям надо понять, что ПРИНУЖДЕНИЕМ – только ОТВЕРНЕШЬ ребенка -- от церкви, что надо НЕ ПРИНУЖДАТЬ – надо ПОМОЧЬ ребенку самому ПОНЯТЬ – насколько ВАЖНОЙ и необходимой -- является вера в Бога в жизни человека. Тогда ребенок останется с Богом -- на всю жизнь.
И потому надо -- не «за них», а ВМЕСТЕ с ними -- выбирать и решать.
Тут главное, чтобы ДОВЕРИЕ между родителями и детьми -- БЫЛО, а оно будет -- надо лишь с самого начала, с рождения НЕ ДЕЛАТЬ -- того, от чего оно у ребенка – ПРОПАДАЕТ. Ребенок находится на попечении родителей, от них -- зависит его существование. Они дают ему первые уроки того, как не пропасть в окружающем его мире. Сначала -- на уровне того, что не надо пытаться засунуть мамину шпильку -- в розетку или поджечь папиной зажигалкой занавески, потом - более серьезные.
И если, все это ДЕЛАЕТСЯ по доброму -- с любовью и заботой, когда следует -- с утешением, а когда требуется -- со строгостью, то доверие -- НЕ УТРАЧИВАЕТСЯ.
Доверие к родителям -- ТЕРЯЕТСЯ тогда, когда ребенок видит, что он -- ПОМЕХА, что на него -- РАЗДРАЖАЮТСЯ, кричат или, наоборот, стараются -- ОТДЕЛАТЬСЯ, чтобы НЕ МЕШАЛ -- неуместно ласковым словом, шоколадкой, игрушкой, подарком.
И точно, так же ДОВЕРИЕ -- ТЕРЯЕТСЯ, если ребенок ЗАМЕЧАЕТ в самых близких людях – ЛОЖЬ, фальшь, лицемерие -- детское сердце чутко улавливает любую -- НЕПРАВДУ.
А уж, если фальшь эта распространяется и на Христианскую жизнь – тогда беда, тогда ребенок – ТЕРЯЕТ веру, и попробуй потом эту веру -- ВЕРНИ…. Разве можно чему-то научить ребенка словом, которое не только -- не подкреплено делом, но ещё и расходится -- с ним? Когда родители говорят – одно, а делают совсем – другое.
Потому и приходится огорчать родителей, которые спрашивают, как быть с детьми, как заставить -- их измениться, полюбить христианство сердцем. Огорчать напоминаем о том, что измениться и полюбить Христа, начать жить благочестиво прежде всего -- должны они сами... Какие будут родители – такими – БУДУТ и их дети. Так было и будет – всегда.
Что воспитание ребенка – начинается с САМОВОСПИТАНИЯ -- самих родителей. Кто-то прислушивается к этому совету и следует ему, кто-то, сознавая его справедливость, отходит -- расстроенный, потому что не имеет -- решимости, а кто-то отходит, потому что НЕ ХОЧЕТ -- меняться, не хочет – ИЗМЕНИТЬ свою жизнь. А страдают из-за этого -- их дети…
Перечислю несколько -- серьезных ошибок родителей в Духовном воспитании.
Первая из них -- чрезмерная в храме к ребенку строгость.
Родители часто пытаются обрести в детях -- некую «компенсацию» за то, чего не смогли добиться сами. Нередко этот процесс компенсирования -- ЛОМАЕТ и уродует ребенка. И в Церкви -- в том числе. Мы не хотим, чтобы кто-то нас заставлял, что-то делать -- против нашей воли: либо сами, либо никак. Но почему-то всегда готовы заставлять того, кто -- слабей и не может нам противостоять, того, кто от нас -- зависит...
Точнее, сначала не может, а потом, когда подрастет – противостоит нам родителям. А главное, противостоит -- ложно по нашей вине понимаемой Церкви.
Так вот, неужели непонятно? Если ходит ребенок в храм -- из-под палки, то и обязательно СБЕЖИТ -- из него, как только палку -- БОЯТЬСЯ перестанет. И если, из-под палки «по-христиански» -- живет, то и тут финал -- такой же будет.
Близко к этой ошибке -- другая.
Это о тех случаях, когда родители – НЕ МОГУТ трезво оценить, на что -- способно их чадо, а на что -- нет. И несмотря на то, что ребенку -- явно не по силам, тяжело всю службу стоять -- не помолиться, а хотя бы отстоять -- ВЕДУТ его и на всенощную, и на литургию, и на всякий праздник.
А там -- в зависимости от своего устроения: либо -- ПОЗВОЛЯЮТ ребенку -- резвиться во время богослужения с такими же -- утомленными его продолжительностью сверстниками, либо дергают -- его постоянно, а то и колошматят.
Вот, так многие неразумные, фанатичные родители сами – УБИВАЮТ веру в своих детях. А потом и понять ничего НЕ МОГУТ – дети вырастают и в церковь -- ни ногой…
Я одно время столкнулся у себя в храме с такой ситуацией: говорю проповедь, а передо мной стоит бабушка с двумя внуками, не отрываясь, смотрит на меня и, поскольку мальчишки-сорванцы на месте удержаться не могут, точно так же, не отводя от меня взора, награждает их звонкими затрещинами. Лица мальчиков приобретают на короткое время серьезное выражение, а затем все повторяется. И остановиться хотелось, оставить проповедь и прямо при всех этой бабушке все объяснить... Да не решился и теперь жалею: в другое время поговорить с ней так и не удалось, а сейчас и она, и внуки перестали ходить в храм.
К сожалению, многие батюшки в своих приходах -- ЗАБЫВАЮТ о том, что кроме взрослых в церкви на службе – есть ещё и ДЕТИ и потому проповедь должна быть -- ИНТЕРЕСНОЙ, насыщенной, жизненной и хорошо ПОНЯТНОЙ и детям, а не формальной, сухой и СКУЧНОЙ. Тогда и взрослым тоже будет -- ИНТЕРЕСНО и всё ПОНЯТНО.
Некоторые родители ПЫТАЮТСЯ -- приучить детей к хождению в храм посредством -- не только «Кнута», но и Пряника: в ход идут -- награды и поощрения -- за поход на службу, и стояние, за отсутствие -- жалоб и капризов.
Это лучше, чем колотушки за плохое поведение, но на самом деле – ни силой, ни страхом, ни наградой-подкупом детей к Духовной жизни -- НЕ ПРИВЕДЕШЬ, а вот ОТБИТЬ -- интерес к вере и Церкви – можно. Вот и вырастают потом из таких детей -- циничные Атеисты.
Частое упоминание имени Божьего и ссылка на Его Заповеди может привести -- к Обезцениванию этих понятий -- в уме ребенка, особенно, когда он – НЕ ВИДИТ живого примера христианского благочестия. Когда люди говорят -- одно, а поступают -- ПЛОХО.
До семи лет приводить к Причастию -- лучше к концу литургии или пусть дети выходят немного погулять около церкви, либо посидят -- во время службы на складных стульчиках.
Надо, чтобы у детей, в детстве о церкви сложилось -- ХОРОШЕЕ впечатление.
А если, их ЗАСТАВЛЯТЬ -- стоять всю службу – то дети сильно УСТАЮТ и у них в детском сознании отпечатывается – ТЯГОСТНОЕ, плохое впечатление от посещения церкви и когда дети вырастут – они из-за этого ПЕРЕСТАЮТ -- ходить в храм.
Вот, так и ТЕРЯЕТСЯ у детей вера из-за – Фанатизма и неразумия родителей. Поход в храм вообще должен ассоциироваться -- с Праздником.
После причастия, к примеру, можно купить -- пирожное или мороженого или ещё какое-нибудь приятное детям мероприятие наметить.
Относительно приучения к Посту, лучшим вариантом бывает ситуация, при которой возможность поститься ребенок воспринимает -- как атрибут взрослости. Для ребенка лучшим Постом станет – УДЕРЖАНИЕ -- ума от ненужной и праздной информации или ОТКАЗ -- от вкусных, но неполезных продуктов.
Много ошибок связанно -- с детской Исповедью.
Один родитель додумывается до того, что ПУГАЕТ ею ребенка: -- Смотри, что ты наделал, я батюшке все расскажу! Достанется тебе...
Другой старается выведать у священника, о чём ребенок говорил, когда каялся, забывая, что тайна детской Исповеди ничем не отличается -- от тайны Исповеди взрослой.
Третий постоянно подсказывает: -- Не забудь на Исповеди об этом сказать. И о том... И вот ещё о чём...
Но хуже всего -- когда родители за ребенка -- Исповедь... ПИШУТ.
Я немало встречал таких ребятишек, которые к аналою с Крестом и Евангелием подходят, чтобы, словно выученный урок, -- оттараторить всевозможные «согрешил», не вдумываясь даже, о чем -- они говорят и со спокойной совестью -- уйти.
Нет лучше способа, чтобы ПОГАСИТЬ -- в маленьком человечке Покаянный дух и стремление к Духовной жизни, и сделать из ребенка – обычного, равнодушного к Богу формалиста -- нежели этот. И что самое страшное -- ведь и говоришь таким усердным папам и мамам, что НЕЛЬЗЯ -- этого ни в коем случае делать, тяжкий вред от этого детской душе. Не слушают!
И сами родители -- также РАВНОДУШНО -- исповедуются. СДАЮТ -- свои грехи и придя из церкви -- как жили ГРЕХОВНОЙ жизнью -- так и ПРОДОЛЖАЮТ дальше -- СПОКОЙНО жить. А их дети – всё это видят. Такое чувство, что один раз выучили и каждый раз повторяют -- что-то «по существу», а что-то -- на всякий «пожарный» случай, чтобы как бы чего не случилось».
А ведь всё просто – надо ПОМОЧЬ ребенку УВИДЕТЬ -- его ПЛОХИЕ поступки.
Чтобы ребенок это сам – ПОНЯЛ, сам – увидел тяжесть своей – Вины и признал её.
ПОНЯЛ свою – неправоту.
И главное, УВИДЕЛ – совершенный Грех.
И почувствовал – Стыд за него перед -- Богом.
Вот, тогда ребенок БУДЕТ знать – о чем НУЖНО говорить -- на Исповеди. С этого начинается – настоящее Покаяние.
В общем получается, что основа всех этих ошибок -- в игнорировании того, что является важным в отношениях человека с Богом, -- свободной воли. Подавляя её, забывая, что вся суть в САМОСТОЯТЕЛЬНОМ -- выборе человека, родители, желая сделать детям «как лучше», -- на самом деле – ДУХОВНО их КАЛЕЧАТ и фактически ЛИШАЮТ возможности -- САМОСТОЯТЕЛЬНО познать и понять христианскую жизнь. Вот, так родители часто становятся, сами того не подозревая, -- ГЛАВНЫМ препятствием -- на пути детей к Богу..
...Подведя свою крошечную трехлетнюю Дочь ко входу в Храм, праведные Иоаким и Анна -- отпустили Ее, дав возможность -- САМОСТОЯТЕЛЬНО преодолеть ведущие внутрь ступени. Они помогли Ей добраться -- до Храма, но вошла Она в него – Сама! И потому, родители должны просто ПОМОЧЬ -- своим детям ПРИЙТИ -- к вере в Бога. И не бояться предоставить им затем -- свободу.
Это отрывки из книги – КАК ОБРЕСТИ КРЕПКУЮ ВЕРУ В БОГА.
СКАЧАЙТЕ -- КНИГА -- КАК ОБРЕСТИ КРЕПКУЮ ВЕРУ В БОГА https://cloud.mail.ru/public/8ixu/2RbGBrJYE ВСЕМ – кто ХОЧЕТ -- ПОМОЧЬ родным, друзьям и знакомым – чтобы они БЫЛИ -- ЗДОРОВЫМИ и ДОЛГО жили! Книга уже помогла -- многим людям
СКАЧАЙТЕ книгу -- КАК ПОМОГАЮТ -- БОЖИИ ЛЕКАРСТВА https://cloud.mail.ru/public/AZm2/WQNK6W4Ls ------------------------
http://www.edinstvohristian.ru/2011/12/blog-post_31.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев